«Оскар-2021»: лучший фильм — «Земля кочевников», лучший актер — Энтони Хопкинс
Онлайн-трансляция церемонии вручения премии «Оскар»
П.В.: Фух, это было круто (местами)! Четыре бутылки безалкогольного пива и полторы пачки чипсов спустя мы, наконец, узнали всех новоиспеченных обладателей золотых статуэток. Что сказать — это был очень необычный «Оскар». Внезапно — масса независимого кино с фестиваля «Сандэнс», которое обычно существовало в собственной отдельной вселенной. Второй раз в истории женщина получила награду за режиссуру (уже не так внезапно, но тем не менее).
Главными сюрпризами вечера оказались порядок номинаций («Лучший фильм» был не финальным аккордом) и последние два приза — «Лучшая актриса» и «Лучший актер». Сэр Энтони Хопкинс получил свой второй в жизни «Оскар», предыдущий случился в далеком 1992 году за «Молчание ягнят». Фрэнсис Макдорманд — третий (были за «Фарго» и «Три билборда»). Звезды «Ма Рейни» — Виола Дэвис и покойный Чедвик Боузман — пролетели, хотя, казалось, там все было очевиднее, чем с «Землей кочевников». В общем, Академия по-прежнему ухитряется чередовать прогрессивность с консервативностью, это страшно бесит, но в некотором смысле вызывает восхищение.
А мы на этом прощаемся. Спокойной ночи, с добрым утром! Как всегда — были рады провести с вами эти несколько часов, встретимся в следующем году!
P. S. А Содербергу больше не наливать.
П.В.: Итак, последний приз на сегодня. Лучший актер — Энтони Хопкинс. Ух ты!
Д.К.: А казалось, что Чедвик Боузмен был фаворитом безоговорочным. Это действительно неожиданно. И тут, похоже, мы узнали, почему товарищ Содерберг изменил порядок награждения — красивый твист в концовке.
П.В.: Лучшая актриса — Фрэнсис Макдорманд. Ее сначала тоже считали основной претенденткой, но затем все как-то склонились в сторону Виолы Дэвис. Фрэнсис снова обошлась без спича, кстати.
Д.К.: «Земля кочевников» никого не щадит. А Фрэнсис Макдорманд получила уже третий актерский «Оскар». На секундочку — она догнала по количеству статуэток саму Мерил Стрип!
Д.К.: А мы продолжаем! Организаторы провели рокировочку, и осталось узнать лучших актрис и актеров.
П.В.: Никита Лаврецкий лишается статуса «оскаровского» пророка. Раньше я думал, что моя жизнь была трагедией. Но теперь я понимаю… Фрэнсис Макдорманд призывает ходить в кинотеатры, а потом воет. Мощного спича в этот раз не случилось, но и так сойдет.
П.В.: ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ — «ЗЕМЛЯ КОЧЕВНИКОВ». Просится что-то вроде «расходимся, ребят», но промолчим. Премия, подающая надежды.
Д.К.: В плане интриги нынешний «Оскар» безоговорочно проигрывает прошлогоднему. Этого не хватило немного.
П.В.: Молния! Москвитин говорит, что СНАЧАЛА будет «Лучший фильм», а потом актер и актриса. Все смешалось в доме Облонских.
Д.К.: Вообще непонятное решение. Ломают стереотипы?
П.В.: Содерберг все-таки сошел с ума.
П.В.: Тем временем мы выходим на финишную прямую. Остались две актерские номинации и главная — «Лучший фильм». Делайте ваши ставки!
П.В.: Традиционный блок, посвященный ушедшим за последний год кинематографистам. Обещают помнить их всегда. Играет песня «As» Стиви Уандера.
П.В.: Ладно, это стоило пережить хотя бы ради выдающегося танца Гленн Клоуз. Описывать его, пожалуй, не будем (да и возможно ли это?), поищите потом ролик.
П.В.: В театре «Долби» устроили что-то страшное: присутствующих заставили участвовать в каком-то стыдноватом музыкальном квизе. Ставят песни и спрашивают, была ли номинация на «Оскар» — и если да, были ли победа. Что вы творите, нормально же общались... Посылаем свои проклятия Стивену Содербергу, или кто там это допустил.
Д.К.: Надо дотянуть до трех часов хронометраж. Осталось всего три номинации — главные актерские и лучший фильм.
П.В.: Ну вручили бы еще какую-нибудь гуманитарную награду!
П.В.: И сразу переходим к лучшей песне. О, «Fight for You» H.E.R. из «Иуды и черного мессии». Моя любимая, я страшно рад!
П.В.: Собственно, он и вещает со сцены. Рассказывает, что то, что он здесь сейчас стоит — следствие серии чудес. А перед этим вспоминал, как мама водила его по джаз-клубам Нового Орлеана.
Д.К.: Еще один «Оскар» у «Души» — за лучшую музыку. Трент Резнор и Аттикус Росс получили уже вторую статуэтку в своей карьере. Впервые их наградили за «Социальную сеть» Дэвида Финчера.
П.В.: Зендея (эмодзи с сердечком) говорит, что Трент Резнор и Аттикус Росс проиграли Тренту Резнору и Аттикусу Россу: лучшая музыка — не в «Манке», а в «Душе». Поэтому будем считать, что победил Джон Батист, который отвечал за джазовую часть саундтрека.
П.В.: Пока вручают еще одну гуманитарную награду, возьмем короткую музыкальную паузу и послушаем инструментальную вариацию «Toxic» Бритни Спирс из «Девушки, подающей надежды».
П.В.: Приятный, надо сказать, сюрприз. «Звук» — не самый очевидный вариант. Режиссер Дариус Мардер отмечает, что Академия «доверилась искусству». Так и есть — монтаж в ленте не самый стандартный по голливудским меркам, но отлично вписывается в музыкальную сбивчивость этой картины.
П.В.: А достается «Звуку металла»!
Д.К.: Вторая статуэтка у фильма. И боюсь, последняя. Как бы ни хотелось увидеть его лучшим фильмом, но место уже, похоже, занято.
П.В.: На небольшую сцену поднимается Харрисон Форд и начинает зачитывать претензии студии к одному из своих фильмов. «С каждым просмотром этот фильм становится все хуже». Это все про «Бегущего по лезвию», который сильно пострадал перед театральным релизом. В одной из первых версий, например, продюсеры заставили Ридли Скотта добавить в ленту закадровый голос. Слава богу, в итоге появился файнал-кат!
Собственно, все это к чему: монтаж! Ну я бы за «Суд над чикагской семеркой» здесь проголосовал.
Д.К.: Лучшая операторская работа — «Манк»! Правильно и очень приятно, честно говоря.
П.В.: И снова не обманываемся в своих ожиданиях. Много говорили про «Землю кочевников», почему-то приписывая красоту пейзажей и солнышка человеку за камерой. Это не совсем так работает. А вот Эрик Мессершмидт в «Манке» действительно осуществил что-то невероятное, фильм иногда сложно отличить от работ Орсона Уэллса.
П.В.: Награда уходит «Манку». Продакшн-дизайн там примерно гениальный: подопечные Дэвида Финчера не просто выстроили «старый Голливуд», а буквально воссоздали интерьер фильмов середины прошлого столетия.
Д.К.: Логично. Вообще «Манк» должен был во всех технических номинациях побеждать.
П.В.: Появляется Холли Берри в своем чудесном розовом (розовом же?) платье. Номинация — лучшая работа художника (она же продакшн-дизайн).
Д.К.: Думаю, тут победит «Манк». И он же, на мой взгляд, возьмет операторскую премию.
П.В.: А лучшей актрисой второго плана тем временем становится Юн Ёджон, волшебная бабушка, душа фильма «Минари».
П.В.: Как метко уточняет наш коллега Егор Москвитин, который сегодня ночью непривычно мало хохмит, VFX — это не только компьютерная графика, но и практические эффекты. В общем, «Оскар» получил взорванный самолет.
П.В.: Разумеется. «Довод» (организация включена Минюстом в список иноагентов)!
Д.К.: Тут и альтернативы не было. Это, пожалуй, единственная номинация, которая ощутимо пострадала от пандемии.
Д.К.: Но сначала узнаем, кто победит в номинации за лучшие спецэффекты. Здесь, обычно, появляются блокбастеры ушедшего года, но 2020-й нас ими обделил.
П.В.: С минуты на минуту в кадре появится Брэд Питт и расскажет про лучшую актрису второго плана. (Будет Юн Ёджон из «Минари», а если не будет, то уволить всех.) Д.К.: А возьмет Бакалова! Про нее уж очень много писали и говорили.
П.В.: Кстати, про «Международный фильм». Для порядка сообщим, что «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского, которые в шорт-лист «Оскара» так и не просочились, сегодня ночью получили «Нику» за 2020 год.
П.В.: О, «Осьминог» и победил! Теперь точно придется смотреть. Но про «Коллектив» не забывайте. Вообще не совсем очевидный исход событий: румынская картина была также номинирована как «Лучший международный фильм», что, казалось бы, должно было обеспечить победу в «профильной» категории. Ну да ладно. Осьминоги!
П.В.: Документальный полный метр. Здесь я, признаться, плохо сделал домашнее задание и посмотрел не все. Но всем рекомендую добраться до румынского «Коллектива». А вообще, говорят, в этом году крутой шорт-лист в этой номинации. Лично я, как закончится ММКФ и появится время посмотреть что-то для себя, намерен сесть за ленту «Мой учитель — осьминог»
Д.К.: Лучшим короткометражным документальным фильмом стала «Колетт» — история члена французского сопротивления Колетт Марин-Катрин. В ленте Колетт впервые за 74 года путешествует по Германии и приезжает в концлагерь, где был убит ее брат.
П.В.: Ну, вернее, меня не сочтите хейтером, Дима и правда искренне ненавидит «пиксаровцев».
Д.К.: И не стесняюсь. Очередная фантазия на тему: «что если у чего-нибудь (душа, игрушки, роботы — вставьте по желанию) есть чувства».
П.В.: На самом деле «Душа», конечно, гениальный мультфильм, не сочтите нас хейтерами. Вот если бы его не Pixar снял!.. Ну а мы, смахивая слезы, делимся пронзительной версией песни «Running with the Wolves», которую Аврора записала специально для «Легенды о волках».
Д.К.: Тут поневоле станешь хейтером. Это как в спорте — когда одна и та же команда несколько лет подряд все выигрывает, то хочется уже какого-то разнообразия.
П.В.: Риз Уизерспун, конечно, отличная актриса — это же надо так изображать удивление, когда читаешь: «Душа»!
Д.К.: Здесь проехали. Все было и так понятно. А начиналось все полтора часа назад со сценарного «Оскара» Эмеральд Феннелл.
П.В.: Дим, ты там как? Как ощущения? Впечатления? Жалобы, предложения?
Д.К.: Как будто впервые смотрю церемонию. Все так необычно, людей мало, камерно, но зато уютно. Может быть, «Оскару» давно уже было пора чуть-чуть приземлиться?
Д.К.: Теперь Риз объявляет номинантов на лучший анимационный фильм. Мы тут будем единодушны — и поболеем за «Легенду о волках». Но реальность, боюсь, окажется тривиальной. П.В.: Ну мы его и так знаем — «пиксаровская» «Душа». Кажется, в вопросах анимации Академия еще не скоро избавится от своего консерватизма, там люди простые, видят «Пиксар» — вручают «Пиксару». Пользуясь случаем, еще раз напомним про гениальную ирландскую «Легенду о волках».
Д.К.: Риз Уизерспун объявляет победителя в номинации за лучший короткометражный анимационный фильм.
П.В.: Лучший анимационный коротыш — «Если что-то случится, я люблю вас» (о горюющих родителях). Тоже Netflix, кстати.
П.В.: Побеждают «Два далеких незнакомца» Трэвона Фри и Мартина Десмонда Роу — научная фантастика про полицейское насилие над афроамериканцами. Можно посмотреть на Netflix, если что.
П.В.: Сейчас будет лучшая игровая короткометражка. Риз Ахмед говорит, что многие начинают карьеру с коротышей. Это правда, другое дело, что их потом почти никто не смотрит.
П.В.: Ну тут не должно быть что-то кроме его собственного «Звука металла». Это тот случай, когда фильм лучше всего смотреть в наушниках, там совершенно немыслимый саунддизайн.
Так и есть, «Звук металла»!
П.В.: Риз Ахмед вышел объявлять лучший звук!
Д.К.: Ну а кому, как не ему? Роль обязывает.
П.В.: Тут, кстати, передавали тизер «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга. Идет полторы минуты, успеете посмотреть в три присеста в перерывах между оглашением номинантов. По традиции последних лет, темп почти бешеный.
П.В.: А статуэтка улетает Хлои Чжао. Второй раз в истории приз за режиссуру достался женщине. И в первый раз — за фильм о женщине (у Кэтрин Бигелоу было про мужчин-вояк). Великое событие, что уж там. Ну и, кажется, теперь исход вечера окончательно предрешен: «Земля кочевников». Будем надеяться, что только кажется.
Д.К.: Тренд на Азию продолжается. Хлои Чжао, конечно, сняла свой фильм в США и на английском языке, но если вы видели «Землю кочевников», то ее культурное наследие видно чуть ли не в каждом кадре.
П.В.: Ха-ха, вот это милота! Академия попросила пятерых кинематографистов, которые претендуют в этом году на звание лучшего режиссера, ответить на вопрос, как бы они объяснили свою профессию за 20 секунд случайному ребенку на улице.
П.В.: А теперь из Сеула передают Пон Чжун Хо. Режиссерская номинация!
Д.К.: Еще одна возможность для Винтерберга — почему бы и нет!
П.В.: Пока вручают гуманитарную награду, еще раз пошлем воздушные поцелуи Содербергу. Церемония выглядит шикарно, очень уютная атмосфера (ну это отчасти из-за ковида, мало людей), снимают, кажется, с киношными 24 кадрами в секунду. Я, может, пересмотрю даже потом отдельные моменты, правда красиво.
П.В.: Раз уж заговорили про «Ма Рейни». Для Виолы Дэвис, которая исполнила здесь одну из главных ролей, это уже четвертая номинация на «Оскар». Причем они у нее стабильно чередуются: лучшая актриса второго плана — лучшая актриса. В прошлый раз она претендовала на премию с фильмом «Ограды», в котором исполнила роль второго плана, и покинула театр «Долби» со своей первой золотой статуэткой. Примечательно: что «Ограды», что «Ма Рейни: Мать блюза» — это экранизации пьес афроамериканца Огаста Уилсона. После смерти драматурга в 2005 году актер и режиссер Дэнзел Вашингтон решил остаток карьеры посвятить тому, чтобы «позаботиться» о наследии Уилсона: «Ограды» он снял сам в качестве постановщика, а «Ма Рейни» спродюсировал, и, кажется, останавливаться не планирует.
П.В.: Но и здесь «Ма Рейни: Мать блюза». Ну костюмы там, допустим, лучше причесок и грима.
Д.К.: Честно говоря, я никогда не мог как-то аргументированно рассуждать о костюмах и гриме, если только это не был какой-то выдающийся исторический эпик — явный фаворит. В этом же году очень много фильмов, действие которых происходит в прошлом.
П.В.: А теперь — костюмы! Здесь я тоже за «Эмму.».
П.В.: Кажется, мое первое за сегодня расхождение с академиками. По-моему, грим и прически в «Ма Рейни» — одна из самых слабых сторон фильма. Обидно за «Эмму.»...
Д.К.: Зато первую статуэтку получил Netflix. Может, что-то случится в главной номинации?
П.В.: Новый ведущий — Дон Чидл. Объявляет лучший грим и прически.
П.В.: Калуйя вспоминает Фрэда Хэмптона, одного из лидеров «Черных пантер». Благодарит его за все. А другого активиста «Пантер» Бобби Сила (про него чуть подробнее в «Суде над чикагской семеркой») благодарит за то, что помог ему понять, кем он является.
Д.К.: Победителем становится Дэниел Калуйя за роль в фильме «Иуда и черный мессия». Здесь без неожиданностей, как и в предыдущей номинации — победил тот, на кого большинство и ставило.
П.В.: Любопытно, что оба центральных артиста из «Иуды и черного мессии» были номинированы в этой категории. Такой вот политический, видимо, жест, от авторов политического фильма: все равны, главных нет.
Д.К.: Лора Дерн остается на сцене и объявляет номинантов в категории «Лучший актер второго плана».
П.В.: Самое время, думаю, переслушать замечательную песню из «Еще по одной».
П.В.: Томас в слезах рассказывает про гибель своей дочери во время производства ленты. Она разбилась на машине, когда отвлеклась на телефон. «Аида, это памятник тебе», — говорит режиссер и показывает статуэтку.
П.В.: Интересно, победит ли теперь Винтерберг в номинации «Лучший режиссер». Понятно, что шансов мало, но вдруг!
Д.К.: Это уже слишком смелые мечты. Да и есть, из кого выбрать.
П.В.: Все-таки Винтерберг и «Еще по одной», тут без сюрпризов. Что ж, фильм и правда замечательный, влюбился в него на прошлом ММКФ. Но вообще в этом году был сильнейший шорт-лист, в него попала, например, очень мощная румынская документалка «Коллектив», а еще пронзительная драма «Куда ты идешь, Аида?» про резню в Сребренице.
Д.К.: Я однозначно за Винтерберга. Да простит меня РКН, но этот фильм буквально побуждает взять «допинг» во время просмотра. Снят изумительно.
П.В.: Лора Дерн вышла объявлять победителя категории «Лучший международный фильм». Винтерберг или нет?
П.В.: Пока мне очень нравится этот «Оскар»! Содерберг обещал, что будет интересно, но чтобы настолько!
П.В.: А приз за лучший адаптированный сценарий получает драма «Отец», для которой Флориан Зеллер переработал собственную пьесу (при помощи Кристофера Хэмптона). Опять всеми руками за: это действительно блестящий пример адаптации текста для киноэкрана. Чего не скажешь, например, о «Земле кочевников».
Д.К.: Кажется, в этом году мы увидим много неожиданностей. Вообще, по ощущениям, парадигма премии изменилась не только из-за коронавируса, но Академия, наконец, стала отходить от многолетних традиций и образщать внимание исключительно на маститых и звездных авторов.
П.В.: Ух ты! Титулованный по самое не балуй Соркин в пролете с оригинальным сценарием! Я, впрочем, решение академиков всецело поддерживаю: в «Суде над чикагской семеркой» блестящие диалоги, но Эмиральд Феннел проделывает такие кульбиты в «Девушке, подающей надежды», что закачаешься.
П.В.: Содерберг тряхнул стариной и вспомнил Оушена с его друзьями: церемония началась с эффектно снятой проходки Реджины по фойе кинотеатра «Долби».
Д.К.: Начинает церемонию Реджина Кинг. Все действительно не так, как мы привыкли. Мало людей, достаточно камерная обстановка. И тональность лауреатка премии взяла не самую радостную, что понятно.
ПОЕХАЛИ!
Д.К.: А я третий год подряд смотрю на номинированные фильмы Netflix и каждый раз думаю, когда же Академия все-таки перестанет искоса смотреть на стриминг.
П.В.: Наконец, ключевая заметка на полях. Одним из продюсеров церемонии, которая вот-вот уже начнется, выступает Стивен Содерберг — режиссер «Заражения», главного фильма прошлой весны. Чего ждать — неизвестно.
П.В.: А вот действительно важное нововведение: номинация «Лучший международный фильм» стала доступнее, теперь в этой категории могут голосовать все члены академии (раньше всем заправлял отдельный комитет на 30 человек), а сами ленты можно посмотреть на специальном ресурсе. По идее, за счет этого дела должны пойти в гору, потому что раньше многое зависело от того, сколько денег тратилось на продвижение картины в США. То есть, значительное число академиков просто не смотрело эти фильмы и ничего про них не слышало.
П.В.: Ну и еще пара малоинтересных фактов. Во-первых, мы прощаемся с номинацией «Лучший звуковой монтаж», ее поглотила братская «Лучший звук» (все равно никто особо не понимал разницы). Во-вторых, в этом году разрешили выдвигать фильмы, которые не демонстрировались в кинотеатрах и сразу вышли в стриминге. Но только те, которые изначально собирались показывать на больших экранах.
П.В.: Кстати, любопытный факт, на который всем нормальным людям будет плевать. В этом году академия в последний раз занималась рассылкой ознакомительных копий картин на физических носителях. Отныне — только цифровые скринеры. Уж не знаю, скажется ли это на традиционном пиршестве у пиратов, которое обычно происходит незадолго до «Оскара» (в этом году, кстати, вроде бы не было такого засилья просмотровок, потому что все успело выйти легально на стриминговых сервисах).
Д.К.: Я тоже не готов поддержать фаворита «Землю кочевников». Головой я с Финчером и его «Манком», а сердцем буду со «Звуком металла» и «Чикагской семеркой».
П.В.: Если говорить о личных предпочтениях, то я бы вручил статуэтку «Девушке, подающей надежды» или «Звуку металла». Хотя мне нравятся почти все картины, представленные в главной номинации (есть вопросы к «Земле кочевников» и «Иуде и черному мессии»). Ну и небольшая деталь: «Суд над чикагской семеркой» был единственным, кажется, прошлогодним фильмом, что я посмотрел дома и ни разу не отвлекся на телефон.
Киножурналистка Татьяна Шорохова выдвигала версию с «Манком» Дэвида Финчера. Лента может выйти на первую строчку из-за разделения голосов среди академиков: «молодые» будут голосовать за «Землю кочевников», а «старики» — за «Отца».
Режиссер и критик Никита Лаврецкий, главный русскоязычный предсказатель «Оскара» (в тот раз угадал «Паразитов»), ставит на «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина. Потому что «Земля» слишком артхаусная, а «Суд» — идеальный голливудский фильм.
Итак, основным претендентом на победу западная пресса считает «Землю кочевников» Хлои Чжао. Фильм победил на фестивалях в Венеции и Торонто, после чего взял «Золотой глобус», BAFTA и награду Гильдии продюсеров Америки (и еще россыпь наград). Внушительный набор, но он ничего не гарантирует, на самом деле.
Как же закончится сегодняшняя ночь, спросите вы? По словам Екатерины Шульман, прогнозирование — сомнительный жанр, поэтому мы лукаво уйдем от прямого ответа и перечислим несколько чужих версий, которые нам кажутся интересными.
Напомним номинантов из основной категории, а то вдруг вы не можете назвать всех по памяти:
«Отец», реж. Флориан Зеллер
«Иуда и черный мессия», реж. Шака Кинг
«Манк», реж. Дэвид Финчер
«Минари», реж. Ли Айзек Чун
«Земля кочевников», реж. Хлоя Чжао
«Девушка, подающая надежды», реж. Эмиральд Феннел
«Звук металла», реж. Дариус Мардер
«Суд над чикагской семеркой», реж. Аарон Соркин
Всем привет! Сегодня мы увидим не рядовую церемонию награждения премией «Оскар». Пандемия коронавируса сильно изменила киноиндустрию во всем мире, были отменены многие кинофестивали, некоторые провели в онлайн-формате. «Оскар» смог частично избежать этой участи, но был перенесен на два месяца. Тем не менее, все состоится и начнется ровно в 3:00 по московскому времени.