25 любимых сериалов 2020 года: выбор «Газеты.Ru»

От «Хода королевы» до «Чик»: лучшие сериалы 2020 года по версии «Газеты.Ru»

NetFlix/more.tv/imdb.com/Premier/
Отдел культуры «Газеты.Ru» продолжает подводить итоги года. В этом материале кинокритик Павел Воронков рассказывает — в алфавитном порядке — о 25 любимых сериалах 2020-го. Учитывались только те шоу, первые сезоны которых начались и закончились в этом году.

«Байки из петли» («Tales from the Loop»), Amazon Prime Video

Неторопливая, щемящая ретрофутуристика, напоминающая Стругацких: маленький городок, таинственный исследовательский центр, странные аномалии и физические оказии. Антология, снятая по мотивам артбука Саймона Столенхага, — в чем-то ответ Amazon на «нетфликсовские» «Очень странные дела», однако в итоге сравнивать шоу ни с чем не хочется: это невероятно самобытная вещь, ни на что не похожая, и способная растопить любое сердце.

Подробная рецензия — здесь.

«Великая» («The Great»), Hulu (more.tv)

Задорный феминистский комикс про Екатерину Великую, где женщины мастурбируют на памятник Петру I, батюшки едят галлюциногенные грибы для контакта с Всевышним, русский император плывет на переговоры с шведским королем под песню «Священная война», а при дворе выступает «светящийся» девичий хор из Чернобыля. Безудержно смешной экранный дуэт Эль Фаннинг и Николаса Холта — и масса поводов оскорбиться, если принимать подчеркнуто неправдивую историю за чистую монету.

Подробная рецензия — здесь.

«Внешние отмели» («Outer Banks»), Netflix

Подростковые приключения с поиском сокровищ — очень в духе боевиков 90-х (вроде «На гребне волны») и проектов продюсера Джерри Брукхаймера («Скала», «Сокровище нации»). Главные герои — тинейджеры с восточного побережья США, заядлые авантюристы, неожиданно похожие на мальчишек из книг Анатолия Рыбакова («Кортик», «Бронзовая птица» и «Выстрел»).

Подробная рецензия — здесь.

«Голливуд» («Hollywood»), Netflix

Райан Мерфи добивается справедливости в ревизии «фабрики грез» 40-х и вновь поет песнь униженных и оскорбленных. Карамельное ретро под бодрый джаз, предельно манерное и чувственное — вершина творческого метода продюсера. Словом, нельзя не влюбиться.

Подробная рецензия — здесь.

«Гранд-Арми» / «Великая армия» («Grand Army»), Netflix

Откровенно подсматривающий у «Эйфории» проект: Netflix нужно сражаться с HBO за внимание зумеров, это вроде бы не очень хорошо, но в результате вместо одного отличного поколенческого сериала мы получаем два. Визуально «Гранд-Арми» гораздо сдержанней шоу с Зендеей, но за душу берет не хуже. И отлично проясняет: поколение Z — не ангелы, спустившиеся с небес (хотя во многом действительно впереди планеты всей), и тоже способны на ужасные вещи.

«Защищая Джейкоба» («Defending Jacob»), Apple TV+

Леденящая семейная драма вперемешку с детективной и судебной: сына помощника окружного прокурора арестовывают по подозрению в убийстве одноклассника. «Защищая Джейкоба» неспешно и беспощадно погружается в давящий мрак, а к финалу доходит до страшного исступления, знакомого по работам Даррена Аронофски. Великолепное актерское трио Криса Эванса, Мишель Докери и Джейдена Мартелла — и поди выясни, кто тут кого переиграл.

Подробная рецензия — здесь.

«Индустрия» («Industry»), BBC / HBO («Амедиатека»)

Не слишком репрезентативный с точки зрения портрета поколения (снова зумеры) проект, однако от этого не менее интересный: «Индустрия» — финансовая драма про британских подростков, что-то вроде «Молокососов», внезапно оказавшихся в декорациях инвестиционного банка. Разобрать, о чем тут говорят, большую часть времени невозможно даже с переводом; тем, кто пережил восемь сезонов «Доктора Хауса», не привыкать.

«Мир! Дружба! Жвачка!», Premier

Самый милый и трогательный отечественный проект на тему 90-х. В центре — четверка ребят, трое мальчиков и девочка, из неопределенного провинциального города. Как бы «Оно» и «Очень странные дела», только вместо монстров и мистики — рынки, разборки между «афганцами» и кавказцами, денежная реформа, «Агата Кристи», денди, фанта, разведенный винт — и открытый выход на крышу.

Подробная рецензия — здесь.

«Неортодоксальная» («Unorthodox»), Netflix

Пронзительная драма о беременной еврейской девушке, которая сбегает в Берлин из ультраортодоксальной бруклинской общины, спасаясь от навязанного брака. На поиски отправляются муж и его кузен-решала. Шоу выполнено с поразительным вниманием к деталям — и, кажется, это одно из самых точных высказываний о противоречивости нашего мира за последнее время. На финальной сцене придется рыдать.

«Нормальные люди» («Normal People»), BBC / Hulu («Кинопоиск HD»)

Лучший сериал про любовь в этом году — экранизация «Нормальных людей» ирландки Салли Руни, до премьеры «Хода королевы» именно его тянуло назвать главным телепроектом 2020-го. «Нормальные люди» можно сравнить с «Брачной историей» Ноа Баумбаха, хотя этой паре миллениалов до брака еще далеко: почти каждый молодой человек с легкостью узнает себя в этих героях. Дэйзи Эдгар-Джонс и Пол Мескал — самая яркая экранная пара года, царящая между ними трепетная и страстная химия становится почти физически осязаемой и с трудом удерживается в рамках кадра.

Подробная рецензия — здесь.

«Перевал Дятлова», Premier

Амбициозный проект, фактически состоящий из двух мини-сериалов. В нечетных сериях, снятых на пленку, идет мистический ретронуар про то, как кэгэбэшник в исполнении Петра Федорова, вооруженный безумно стильной шляпой и пальто, расследует гибель тургруппы Дятлова. В четных, стилизованных под советское черно-белое кино, рассказывается сама история студентов, трагически погибших в уральских горах. Безупречный визуальный язык (оператору Глебу Филатову хорошо бы передать пару «Оскаров»), увлекательный сюжет, поразительная чуткость и уважительность к жертвам. И абсолютно раздирающий, уничтожающий финал.

Интервью с актером Петром Федоровым — здесь.

«Последний министр», «Кинопоиск HD»

Бодрая политсатира в традициях Армандо Ианнуччи — с поправкой на изначально абсурдную российскую действительность. В ситкоме Романа Волобуева описаны будни Министерства перспективного планирования (выдуманного, но не то чтобы), которое вверяют кромешному недоумку — бывшему мэру провинциального городка, благополучно уничтоженного под его руководством. К стремлению авторов колоть и консерваторов, и либералов можно по-разному относиться, но «Последний министр» — единственное полноценно сформулированное высказывание на тему цирка, происходящего в отечественной политике. Местами гомерически смешно.

Подробная рецензия — здесь.

«Постановка» («Staged»), BBC

Единственный по-настоящему отличный продукт карантинного кинопроизводства: Дэвид Теннант и Майкл Шин милейшим образом изображают Дэвида Теннанта и Майкла Шина. Актеры пытаются репетировать по зуму пьесу, премьеру которой отложили на неопределенный срок из-за пандемии. До дела, конечно же, так и не доходит, Теннант и Шин занимаются какой-то ерундой и бесконечно выясняют отношения, чем пугают режиссера и бесят продюсершу. Иногда возникают Сэмюэл Л. Джексон и Джуди Денч, и становится совсем чудесно.

«Призраки усадьбы Блай» («The Haunting of Bly Manor»), Netflix

Во втором выпуске антология Майкла Флэнагана для Netflix (до этого были «Призраки дома на холме» по роману Ширли Джексон), семейная драма, маскирующаяся под хоррор, сменила первоисточник на произведения Генри Джеймса, сделала шаг в сторону романтической мелодрамы — и стала менее активно пугать. Однако осталась одним из самых завораживающих сериалов современности. Хитроумно сплетенные в косу истории о трогательной и трагической любви — очень разной, но в корне одинаковой. И бесподобная Виктория Педретти, которой в этот раз доверили первый план — и не прогадали.

Подробная рецензия — здесь.

«Просто представь, что мы знаем», «Кинопоиск HD»

Еще один сериал Романа Волобуева, поемче (четыре серии) и в чем-то поискрометней, довольно неплохо фиксирует особенности работы в адочке российских медиа. Правда, тем, кто не работает в медиа, скорее всего, будет невыносимо скучно следить за историей о некогда крутом журналисте, который сначала на несколько лет скрылся в Лондоне после покушения на свою жизнь, а потом вернулся на родину и неожиданно оказался издателем новостного телеграм-канала, напоминающего Mash и Baza.

Подробная рецензия — здесь.

«Псих», more.tv

Сериал-капустник, снятый Федором Бондарчуком по сценарию актрисы Паулины Андреевой с режиссером Константином Богомоловым в главной роли. Вопреки всему — довольно удачно: герой Богомолова, психолог, которому самому требуется профессиональная помощь, агрессивный провокатор на сеансах с клиентами, а в остальное время — отстраненный мужчина на грани нарко- и алкозависимости, чья жена уже год как исчезла. Сомнительные этические аспекты перекрывает по-настоящему занимательный сюжет с нотками психологического триллера.

Подробная рецензия — здесь.

«Разрабы» / «Программисты» («Devs»), Hulu (Fox)

Первый многосерийный проект Алекса Гарленда, постановщика «Из машины» и «Аннигиляция», а ранее — постоянного сценариста Дэнни Бойла («Пляж», «28 дней спустя», «Пекло»). История вращается вокруг таинственного отдела разработчиков одной огромной технокорпорации. Парня главной героини приглашают туда работать, но затем его почти сразу же убивают. Кто и зачем — придется выяснять девушке. Собственно, для фанатов режиссера это все знакомые вещи: тягучая метафизика, страшно красиво снятая, с обязательными отсылками к Тарковскому и Кубрику. Одно из самых странных шоу года — от Гарленда меньшего и не ожидалось.

Подробная рецензия — здесь.

«Сестра Рэтчед» («Ratched»), Netflix

Еще один сериал Райана Мерфи, то же конфетное ретро, только с макабрическим джемом внутри. Предыстория медсестры Рэтчед (ее играет фантастическая Сара Полсон) из «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи должна растянуться на несколько сезонов, последний из которых станет новой экранизацией романа. Первый — это кровавый нуар (естественно, предельно чувственный и манерный), в который обернута пронзительная лав-стори. Хочется верить, так будет и дальше.

Подробная рецензия — здесь.

«Тегеран» («Tehran»), Kan 11 / Apple TV+

Напряженный шпионский триллер о противостоянии израильских и иранских спецслужб, снятый с неожиданной эмпатией к обеим сторонам конфликта. Спецагентка-хакерша прибывает в Иран, чтобы вывести из строя ядерный реактор, — в конечном итоге это должно помешать разработке ядерной бомбы. Смотреть «Тегеран» особенно интересно из-за главной героини, которая не похожа на всесильного джеймсабонда, — это живой человек, совершающий ошибки, каждая из которых может оказаться роковой.

Подробная рецензия — здесь.

«Тед Лассо» («Ted Lasso»), Apple TV+

Самый добрый сериал года: комедийное шоу, выросшее из серии рекламных роликов для канала NBC. Тренера по американскому футболу приглашают в Англию возглавить клуб из Премьер-лиги. Львиная доля юмора построена на так называемой разнице менталитетов и культур, и в сущности оригинального тут мало, однако обезоруживающей нежности «Теда Лассо» совершенно невозможно сопротивляться. А в конце — горестно расставаться (к счастью, он уже продлен на второй и третий сезоны).

«Третий день» («The Third Day»), HBO / Sky Atlantic («Амедиатека»)

Пространный психологический фолк-хоррор в духе «Солнцестояния» Ари Астера и «Сайлент-Хилла», придуманный Деннисом Келли, автором великого конспирологического триллера «Утопия». «Третий день» состоит из двух частей (вообще из трех, но там сложно), посвященным разным героям с разными историями, неизменно только место действия: небольшой островок в графстве Эссекс. Там проживает странная религиозная община, миксующая христианство с кельтским язычеством. И там же ищут ответы на свои вопросы герои Джуда Лоу (в сегменте «Лето») и Наоми Харрис («Зима»). Невероятно атмосферное шоу — впрочем, требующее специального настроя.

Подробная рецензия — здесь.

«Ход королевы» («The Queen's Gambit»), Netflix

Главный — и самый обсуждаемый — сериал 2020-го, экранизация книги Уолтера Тевиса о гениальной шахматистке, которая упорно движется к сражению с лучшими игроками мира, параллельно справляясь с алкогольной и наркотической зависимостью. Выдающаяся роль Ани Тейлор-Джой, лучшее в истории изображение игры в шахматы, изумительный портрет героини — девушки, ворвавшейся в мужской мир и подчинившей его своим правилам.

Подробная рецензия — здесь.

«Чики», more.tv

Главный — и самый важный — российский сериал 2020-го, драма о четырех проституированных девушках с юга страны, пытающихся открыть собственный фитнес. Поразительно живой проект, говорящий о родной земле с почти шолоховским гордым придыханием, сносящий укрепившийся московский колониализм. И чуть ли не единственное отечественное шоу, рассказывающее в первую очередь о женщинах — и при этом показывающее их полноценными людьми, с собственной волей, желаниями и стремлениями.

Подробная рецензия — здесь.

«Я знаю, что это правда» («I Know This Much Is True»), HBO («Амедиатека»)

Душераздирающая драма с двумя Марками Руффало: актер играет братьев-близнецов, один из которых страдает параноидальной шизофренией, а второй вынужден за ним ухаживать после того, как первый себя покалечил. Неимоверно депрессивная вещь, которую бывает по-настоящему тяжело смотреть, однако вдумчивые размышления о наследственном и приобретенном, судьбе и воле, а также грандиозное выступление Руффало стоят любых страданий.

Подробная рецензия — здесь.

«257 причин, чтобы жить», Start

Жизнеутверждающая история о девушке, которая поборола рак, и после этого все рухнуло: парень бросил, сестра обманула, на работе забыли. Тогда Женя (лучезарная Полина Максимова) достает свой старый дневник, куда записывала все, что хотела попробовать в жизни, и решает выполнить все свои желания. К «257 причинам, чтобы жить» имеются вопросы, особенно в отношении сексистского юмора, однако он не может не вызвать симпатии — слишком уж все по-доброму. Лучшее лекарство от меланхолии на русском языке.

Интервью с актером Романом Маякинымздесь.