Несмотря на все проблемы, которые принес уходящий год отечественной индустрии кинопроката, начался он с большого триумфа. Комедия «Холоп» с Милошем Биковичем стала самым кассовым фильмом в истории новейшего российского кино. За первые две недели проката, которые пришлись на 2019 год, «Холоп» смог выручить скромные 314,5 млн рублей. Однако к концу марта суммарный показатель сборов на внутреннем рынке перевалил за отметку в 3 млрд рублей, и комедия обошла спортивную драму «Движение вверх».
Спортивная мелодрама «Лед 2» от режиссера «Горько» Жоры Крыжовникова также смогла установить рекорд до вспышки пандемии в России. Первый же день проката, пришедший на День всех влюбленных 14 февраля, принес кассу в 189 млн рублей. Такой результат стал рекордным для премьерного дня показа российского фильма.
К концу первой недели показа «Лед 2» заработал больше 500 млн рублей, что составило около трети от его итоговой выручки в 1,4 млрд рублей. Однако уже седьмая неделя принесла создателям всего 180 тысяч рублей. Несмотря на это, картина заняла второе место среди самых кассовых фильмов уходящего года в России.
На четвертую строчку по сборам попал сиквел научно-фантастического проекта Федора Бондарчука «Вторжение». Продолжение истории любви инопланетянина и дочери российского генерала смогло собрать в прокате 959 млн рублей. Следующим отечественным фильмом, попавшим в десятку самых кассовых, стал проект Первого канала «Союз спасения». Несмотря на череду споров и дискуссий, связанных с авторской версией исторических событий, показанных в фильме, ему удалось заработать 570 млн рублей и попасть на восьмую позицию в итоговом списке.
Рейтинг самых кассовых фильмов в России замкнула полнометражная версия веб-сериала «Непосредственно Каха» режиссера Виктора Шамирова. Комедия вышла на экраны 12 ноября и смогла четыре недели подряд удерживать первое место среди лидеров российского проката. За шесть уикендов этой картине удалось собрать более 540 млн рублей. И это достижение сравнимо с рекордом «Холопа», так как картина прокатывалась в условиях жестких ограничительных мер из-за пандемии коронавируса.
Всего три фильма появились в итоговом топе за год и в России, и в США. Ими стали «Плохие парни навсегда», «Соник в кино» и «Удивительное путешествие доктора Дулиттла».
Третья часть франшизы с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом «Плохие парни навсегда» заняла первое место в списке самых кассовых уходящих фильмов в США. Ее домашние сборы составили $204 млн. В России этот боевик занял третье место в таблице лидеров с 748 млн рублей. Следом за ним в России расположился мультфильм «Соник в кино», выручивший в отечественном прокате 693 млн рублей. В США аналогичный показатель составил $146 млн.
Перезапуск франшизы «Доктор Дулиттл» о ветеринаре, способным общаться с животными, собрал много негативных отзывов от критиков и зрителей в США. Но это не помешало ему заработать там $77 млн и занять седьмое место по сборам в итоговом списке. В России новый фильм с Робертом Дауни-младшим попал на пятое место самых кассовых фильмов с 598 млн рублей.
Среди картин, которые стали заметным событием в прокатной жизни США, но не попали в десятку самых прибыльных премьер в России, оказались: «1917» — второе место и $157 млн, «Джуманджи: Новый уровень» — третье место и $124 млн, «Звездные войны: Скайуокер. Восход» — пятое место и $124 млн (без учета показателей за декабрь 2019 года), «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» — шестое место и $84 млн, «Маленькие женщины» — восьмое место и $70 млн, «Человек-невидимка» — девятое место и $64 млн, а также «Зов предков» — десятое место и $62 млн.
Двумя фильмами, которые попали в десятку лидеров года по сборам в России, но не смогли занять аналогичных позиций в США стали «Джентльмены» Гая Ричи и «Довод» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Кристофера Нолана.
Новинка от режиссера трилогии о «Темном рыцаре» успела выйти в прокат в небольшой промежуток между двумя волнами пандемии и связанных с ней ограничений. За это время «Доводу» удалось заработать в России 917 млн рублей и попасть на пятое место среди самых прибыльных фильмов в российском прокате. В США он оказался на 14 месте по итогам года с $46 млн.
Двумя позициями ниже в годовом американском топе оказались «Джентльмены» Гая Ричи с $36 млн. Зато в России, где зрители известны своим особенно теплым отношением к фильмам британского режиссера, он замкнул тройку лидеров с кассой в 1,2 млрд рублей.
Пандемия коронавируса нанесла ощутимый удар по кинобизнесу во всем мире. Практически во всех странах лидерами итогового проката стали картины, вышедшие в начале года, пока не были введены ограничения. Очевидно, что в обычный год «Хищные птицы» с кассой в $84 млн оказались бы далеко от десятки лидеров, но в нынешних условиях создателям приходится довольствоваться малым. В этом разрезе 917 млн рублей сборов «Довода» в России смотрятся внушительно, так как ограничения и боязнь заразиться не остановили многих людей от похода в кинотеатры.
Отдельная ситуация сложилась в Азии, в частности, в Китае и Японии. В КНР власти смогли сдержать COVID-19 уже летом, и кинотеатры, хоть и с небольшими ограничениями, возобновили свою работу в «боевом» режиме.
Как следствие, самым кассовым фильмом года в международном прокате стал местный блокбастер «Восемь сотен», который собрал $462 млн. Его премьера состоялась летом. При этом 99% всей кассы пришлись именно на китайский прокат.
Похожая ситуация сложилась в Японии. Ситуация в стране значительно лучше, чем в западных странах, однако не настолько хороша, как в Китае. Тем не менее, в октябре в японских кинотеатрах вышел полнометражный мультфильм «Клинок, рассекающий демонов: Полночный поезд», снятый по популярной манге. Картина смогла собрать на родине фантастические $301,7 млн, побив все возможные рекорды местного проката, и стала самым кассовой в стране. Мультфильм даже смог превзойти многолетнего лидера японского бокс-офиса — «Унесенных призраков» Хаяо Миядзаки.