Документалист Виталий Манский (признан в РФ иностранным агентом) сообщил «Интерфаксу» о смерти южнокорейского кинорежиссера Ким Ки Дука. По его словам, причиной стали осложнения, связанные с коронавирусной инфекцией.
«Официальное заявление будет делать дочь режиссера, которая сейчас находится в Южной Корее, но я могу сообщить, что в 01:20 ночи он скончался от осложнения COVID-19 в Латвии в больнице, где он находился», — заявил Манский.
Согласно документалисту, связь с режиссером пропала 5 декабря, он не отвечал на звонки и сообщения.
«Сутки назад я подключился к этой истории, чтобы как-то его транспортировать в другую страну, но не успели», — сказал Манский.
Как пишет «Коммерсантъ», южнокорейский постановщик находился в Прибалтике, так как хотел приобрести дом в Юрмале. Также Ким Ки Дук якобы рассматривал варианты по оформлению вида на жительство. Однако в назначенный день режиссер не пришел на встречу, где хотел обсудить эти вопросы.
По данным Delfi, южнокорейский постановщик прибыл в Латвию 20 ноября. Перед этим он приехал в Эстонию через Санкт-Петербург. Отмечается, что его коллеги начали поиски после того, как он перестал выходить на связь. Из-за правил по защите личных данных в ходе поисков возникли помехи.
Ким Ки Дук родился в южнокорейской деревне Собенни в крестьянской семье, а после переезда в Сеул поступил там в сельскохозяйственную школу, однако учебный курс до конца не прошел: в 17 лет он бросил учебу, чтобы пойти работать на завод.
Достигнув 20-летнего возраста, Ким Ки Дук отправился служить в войска морской пехоты. После пяти лет службы устроился в церковь для незрячих, планировал стать священником.
В 1990 году он отправился в Париж, где поступил на курс обучения изящным искусствам. Кинематографом Ким Ки Дук увлекся в 1993 году после посещения парижского кинотеатра. По словам самого постановщика, именно там он впервые увидел полнометражный фильм.
В том же году начинающий кинематографист написал сценарий к фильму «Художник и преступник, приговоренный к смерти». Эта работа принесла ему награду Института сценаристов. На протяжении нескольких лет путешествовал по Европе, где проводил выставки своих художественных произведений.
В 1996-м он снял свой первый фильм «Крокодил», а спустя два года его третья картина «Отель птичья клетка» попала в программу Берлинского кинофестиваля. В свою очередь фильм «Остров» 2000 года привлек внимание зрителей и критиков на Венецианском кинофестивале. Его успех стал одним из первых шагов на пути корейского кинематографа к международному признанию.
Буддистская притча «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» 2003 года принесла режиссеру широкий успех у европейской аудитории. Его следующий фильм «Самаритянка» получил награду «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля.
После того, как одна из актрис едва не лишилась жизни на съемках его картины в 2008 году, Ким Ки Дук на время ушел из кинематографа. Он отдалился от людей и построил шалаш в труднодоступной местности.
Через три года он снял фильм «Ариран». Критики отметили новый этап в творчестве Ким Ки Дука. Сама картина была отмечена призом программ «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.
В 2012 году вышел его фильм «Пьета». За него постановщик был удостоен высшей награды в своей карьере – «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
Свой последний фильм «Растворяться» режиссер выпустил в 2019 году. Его съемки проходили на территории Казахстана, а главные роли сыграли местные актеры.
В том же году Ким Ки Дук возглавил жюри основного конкурса 41-го Московского международного кинофестиваля. А в ноябре был назначен главой жюри IV Сочинского международного кинофестиваля. В интервью он признался, что планирует снять новый фильм в России. 20 декабря постановщику должно было исполниться 60 лет.
Ким Ки Дук считается одним из знаковых режиссеров в истории мирового кинематографа. После установления демократического режима в Южной Корее на западном рынке возник спрос на новое корейское кино. Ким Ки Дук смог выразить проблемы своей страны в понятных европейскому зрителю образах. Избыточное насилие в его фильмах стало символом тоталитарного прошлого, а картины природы воспринимались как выражение восточного мистицизма.
Став одним из флагманов кинематографа Южной Кореи на Западе в 1990-х, он во многом проложил дорогу триумфу «Паразитов» в 2020 году. А коммунистическое прошлое обеспечило ему широкое признание и на территории бывшего СССР.