Триумф пермяков и Рыжакова: «Золотая маска» выбрала лучших

«Золотая маска» объявила лауреатов

Режиссер Виктор Рыжаков, 2019 год Вячеслав Прокофьев/ТАСС
«Иранская конференция», поставленная режиссером Виктором Рыжаковым в Театре Наций, стала обладателем «Золотой маски» как лучший спектакль большой формы. Лучшим режиссером признан Дмитрий Крымов — это его четвертая по счету награда за всю историю премии. Лидером по числу номинаций стали пермские театры, завоевавшие семь наград.

В этом году победителей фестиваля «Золотая маска» впервые объявляли в формате онлайн-трансляции. Изначально церемония должна была пройти 30 октября в московском зале «Зарядье», но из-за пандемии, парализовавшей работу театров по всей России, показы спектаклей возобновились лишь осенью. Несмотря на это, в конкурсную программу вошли более 70 постановок минувшего сезона.

Лучшим драматическим спектаклем большой формы стала «Иранская конференция» Театра Наций. Срежиссировал постановку Виктор Рыжаков — в прошлом году его «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», поставленная на сцене Александринского театра, одержала победу в той же номинации.

«Я, конечно, хочу выразить благодарность Театру Наций, потому что он занимается исследованием. Мои поздравления театру «Практика» и Центру им. Вс. Мейерхольда — вы крутые и большая гордость. Все эти театры занимаются исследованием. Что касается нашего театра, то это потрясающая команда, которая решает большие вопросы. Наш спектакль развеял миф, что большие и начинающие артисты не могут существовать вместе. Могут», — заявил Рыжаков.

Поддержал коллег художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, но из-за плохой связи он не смог закончить свою речь.

«Я понял, что все мы неизлечимо больны, вирус наш прекрасен — это творческий поиск», — успел сказать народный артист России.

В этом году, помимо «Иранской конференции», за главную награду фестиваля боролись спектакли «Барокко» и «Спасти орхидею» московского «Гоголь-центра», «Гроза» (признано в РФ иностранным агентом) южно-сахалинского «Чехов-центра», «Сирано де Бержерак» Александрийского театра, «Ревизор» Театр драмы им. А.С. Пушкина и другие.

Победителем в номинации «драма/лучший спектакль малой формы» стала постановка «Преступление и наказание» в театре «Приют комедианта» режиссера Константина Богомолова.

Приз за лучшую работу драматурга ушел Павлу Пришко из Театра Post. Лучшим режиссером в драме назван Дмитрий Крымов («Сережа»), заслуживший уже четвертую «Золотую маску» за свою карьеру.

Награда за лучшую женскую драматическую роль досталась Марии Смольниковой за спектакль «Сережа» в Московском Художественном театре им. А.П. Чехова. Это уже вторая «Золотая маска» актрисы. В мужской номинации победу одержал Иван Волков, сыгравший в постановке «Сирано де Бержерак» в Александринском театре.

Лучшим спектаклем в оперетте/мюзикле стал «Винил» в пермском «Театре-Театре». Исполнители главных ролей Анна Огорельцева и Марат Мударисов названы лучшими актерами 2020 года в этом жанре. Награду за лучшую режиссуру получил уже трехкратный лауреат «Золотой маски» Алексей Франдетти за мюзикл «Стиляги» в Театре Нации.

В этом году Пермь стала лидером «Золотой маски» по числу наград не только в категории «оперетты». Всего пермские театры получили семь призов, в том числе за лучшую женскую роль в балете. Его удостоилась Полина Булдакова, сыгравшая в постановке «Баядерка» Театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Лучшая мужская роль — у актера Большого театра Артема Овчаренко («Зимний сад»). Лучшим спектаклем в балете стал «Артефакт-сюита» в Большом театре.

Опера «Три сестры», поставленная в екатеринбургском театре «Урал Опера Балет», получила «Золотую маску» как лучший спектакль.

Наконец, в номинации эксперимент победу одержала постановка «Хорошо темперированные грамоты» петербургского Театра Post. В основу спектакля Дмитрия Волкострелова вошли тексты новгородских берестяных грамот XI — XVI века, объединенные с «Хорошо темперированным клавиром» Иоганна Себастьяна Баха.