«Метод»: что не так со вторым сезоном сериала, где Хабенский и Андреева ловят маньяков

Рецензия на второй сезон сериала «Метод» с Константином Хабенским

Кадр из сериала «Метод 2» Продюсерская компания «Среда»
На Первом канале и сервисе «Кинопоиск HD» начинается второй сезон сериала «Метод» — про гениального сыщика и его стажерку, которые ловят маньяков по всей России. К своим ролям вернулись Паулина Андреева и Константин Хабенский, а место Юрия Быкова в режиссерском кресле занял Александр Войтинский, постановщик «Черной молнии». События продолжения разворачиваются спустя год после финала первого сезона. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков посмотрел четыре серии «Метода 2» — и не понял, зачем его сняли.

Первый сезон «Метода» начался почти ровно пять лет назад, 18 октября 2015 года. На тот момент это был, возможно, второй хороший российский сериал — после вышедшей в 2013-м «Оттепели» Валерия Тодоровского. Продюсерский проект Александра Цекало, мечтавшего устроить здесь такой HBO, что мало не покажется, неприкрыто заимствовал у американских шоу с кабельного — «Декстера», «Настоящего детектива», «Ганнибала». А в итоге нащупывал, пускай местами неловко и со скрипом, что-то очень свое, аутентичное, проглядывающее из-под завесы кровищи и расчлененки (иногда, надо признать, действительно эффектной).

Сегодня в России уже не два хороших сериала — их как минимум два в год. Второй сезон «Метода» добирается до экранов, которые существуют совсем в другом контексте. И пускай с точки зрения эстетизированной жестокости у сериала так и не появилось особых альтернатив на русском (пару раз придется поморщиться), продолжение ощущается безнадежно устаревшим. За те четыре серии, что показали прессе, так и не становится ясно, зачем это продолжение в принципе нужно.

Кадр из сериала \«Метод 2\» Продюсерская компания «Среда»

В интервью сценарист Олег Маловичко рассказывает, что сперва не хотел развивать историю дальше, но поддался на провокацию Цекало — тот взял его «на слабо». Дело давалось непросто: менялись режиссеры и продюсеры, пилот переписывался около пяти раз. В результате в «Методе» не осталось ничего, что цепляло в первом сезоне: Юрия Быкова, харизматичного Константина Хабенского и страшно колоритных историй маньяков, изображенных отличными артистами.

Быков, очевидно, в этот раз даже не рассматривался: по всей видимости, во время производства первого сезона у него случился конфликт с Цекало, а может быть, и с Хабенским, который ни разу не произнес фамилии постановщика в интервью Юрию Дудю (признан в РФ СМИ-иноагентом). Вместо него режиссерское кресло занял Александр Войтинский, соратник Тимура Бекмамбетова, за чьими плечами — продюсирование группы «Звери», а также съемки «Черной молнии», «Елок» и инфернальных картин с Федором Бондарчуком в главной роли. В первом «Методе» Быкову не дали продавить его запатентованную социальную депрессию, заставив снимать комикс, но он все равно умудрился выйти за рамки сухой функции режиссера-ремесленника и привнести в историю собственное видение. Войтинский подобным похвастаться не может, поэтому новым сериям, в которых удалось кое-как законсервировать визуальный стиль шоу, отчаянно не хватает хоть какого-то почерка.

Кадр из сериала \«Метод 2\» Продюсерская компания «Среда»

Дальше будет небольшой спойлер.

Хабенский в сериале присутствует — и даже во плоти. Как уже сообщалось (зачем?) в разговоре с Дудем пару лет назад, его герой — майор Родион Меглин, лучше всех ловящий маньяков, поскольку и сам почти маньяк, — сумел выжить из-за смещенного сердца. Нож, который вогнала ему в грудь подопечная и возлюбленная Есеня Стеклова (Паулина Андреева), прошел по касательной. После этого сценаристы, питающие явную слабость к бульварщине, на год отправили Меглина в кому. Герой выходит из нее почти что невменяемым. Поэтому тем, кто влюбился в «Метод» благодаря гипнотизирующему выступлению Хабенского, придется очень долго терпеть: первые четыре серии он в основном кривляется, фирменные плащ и лужковскую кепочку надевает только к концу третьей, а до этого будто собирается отмечать Хэллоуин в костюме стереотипного хипстера.

По тизеру, появившемуся год назад, складывалось впечатление, что второй сезон выведет на передний план героиню Андреевой и к концептуальным ориентирам добавится «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера. Сделать из Есени отечественную версию хладнокровной хакерши Лисбет Саландер было бы, возможно, интересным ходом, поскольку за счет этого решилась бы и проблема скудной актерской игры. Однако ничего подобного не произошло, и теперь в «Методе» совсем не на кого смотреть (кроме, как ни странно, Александра Петрова): Хабенский паясничает, Андреева продолжает фальшивить. Ее героине уже невозможно сопереживать. Если в первом сезоне у нее была понятная мотивация — найти убийцу матери, то в новом о желании Есени продолжать работать в СК приходится сочинять теории.

Кадр из сериала \«Метод 2\» Продюсерская компания «Среда»

Во всем происходящем похоронены, что досадно, довольно неплохие задумки. Основной темой сезона становится домашнее насилие (не самая широко обсуждаемая на ТВ тема в стране, где по закону можно бить жену). В первую очередь это находит отражение в судьбах первых двух маньяков. Однако реализация практически под корень срезает исходный замысел, и сериал, желая высказаться о неоднозначности и размытости морали, начинает плавать в самостоятельно разведенной жиже и путаться в акцентах. Из-за этого, скажем, в одном случае настоящими монстрами становятся отец и мать, а в другом — зрителей-присяжных открыто настраивают против самого преступника.

Неблагополучие внутри ячейки общества касается и самой Есени, которая успела выйти замуж за героя Петрова и родить дочь. Ни того, ни другую она, кажется, не любит (возможно, дело в мимике Андреевой, тут неясно), и большую часть времени проводит на работе. Когда выясняется, что Меглин жив, он оказывается приставлен к ней (его нужно по расписанию накачивать таблетками). Так человек, раньше выступавший в роли отцовской фигуры, меняет роль на «ребенка»; как раз то, что нужно героине, отлынивающей от родительских обязанностей. К сожалению, эти же ощущения остаются от нового «Метода»: он как нежеланный ребенок, с которым приходится возиться. К счастью, в данном случае вопрос решается нажатием одной кнопки.