500 часов хроники: Ай Вэйвэй снял фильм о коронавирусе в Китае

Netflix и Amazon отказались от фильма «КороНация» о коронавирусе в Ухане

Алина Минеева
Кадр из фильма «Коронация» Ая Вэйвэя Ai Weiwei
Китайский активист, художник и режиссер Ай Вэйвэй снял документальный фильм «КороНация» на основе хроникальных кадров из первого очага коронавируса — города Ухань. В фильме используются уникальные записи из отделений интенсивной терапии и раскрываются жесткие меры китайских властей по борьбе с COVID-19.

Известный китайский художник, архитектор и режиссер Ай Вэйвэй выпустил документальный фильм «КороНация» («CoroNation») о первой главе коронавирусной истории — изоляции жителей города Ухань. Оппозиционный активист, живущий в Европе, работал над фильмом удаленно. Начиная с января десятки волонтеров и оплачиваемых сотрудников присылали Вэйвэю тайно снятые видеозаписи из госпиталей и карантинных зон Китая.

В телефонном интервью газете The New York Times режиссер заявил, что сложнее всего было снимать в отделениях интенсивной терапии. Он не смог раскрыть деталей работы над ценными кадрами, но рассказал, что большая часть материала была записана на портативные видеокамеры размером со смартфон. По словам Вэйвэя, съемкам очень помог масочный режим, потому что люди меньше переживали из-за возможных последствий выступления на камеру. По словам активиста, у него накопилось почти 500 часов видеоматериала, которые были урезаны до двухчасового документального фильма.

«Зрители должны понять, что речь идет о Китае, — сказал Вэйвэй по телефону из Португалии. — Да, фильм посвящен карантину, но он пытается отразить то, через что прошли простые китайцы».

Проект китайского режиссера нацелен на восполнение недостающей части истории коронавируса. В нем без прикрас показываются жесткие меры властей, которые ради борьбы с коронавирусом мобилизуют огромные ресурсы, сопровождающиеся большими человеческими потерями. Несмотря на первые ошибки, Китай преуспел в борьбе с эпидемией лучше, чем многие другие страны: 4,7 тыс. смертельных случаев против более чем 177 тыс. в США.

Изначально Вэйвэй планировал провести премьеру фильма на одном из крупных осенних фестивалей, но картину не включили в конкурсы. Главные стриминговые сервисы, включая Amazon и Netflix, отказались от сотрудничества.

В беседе с журналистами режиссер предположил, что причиной неприятия американских платформ стало нежелание портить отношения со страной, которая является вторым по объемам кинорынком в мире. В итоге фильм опубликовали на Vimeo on Demand во всем мире и на Demand Alamo Drafthouse в США.

Документальная лента начинается с ощущения научно-фантастической антиутопии: под атмосферные электронные звуки дрон пролетает над неподвижными поездами на железнодорожных путях к пустой станции. Город на горизонте выглядит поразительно серым и безжизненным. Настороженное настроение подогревают кадры, на которых работники больниц поливают друг друга дезинфицирующими средствами.

В первой из множества не связанных друг с другом линий водитель сталкивается с вежливой, но подозрительной сотрудницей заправочной станции на въезде в Ухань. Она звонит в местную полицию, которая приезжает и спрашивает мужчину о планах поездки. Он говорит, что праздновал китайский Новый год в своем родном городе, и просто пытается вернуться домой — но в Ухань попасть уже невозможно.

Другой мужчина, который работает строителем, живет в гараже и ночует в машине. Он приехал из другого города для строительства тех самых быстровозводимых госпиталей, которые показывали в новостях и ставили в пример всему миру. Но после окончания работы мужчина долго не может найти подходящего бюрократа, который позволил бы ему вернуться домой. Еще один герой фильма тщетно пытается получить прах пожилого отца, скончавшегося во время пандемии.

Жуткая картина предстает перед зрителями на кадрах из отделения интенсивной терапии: немигающие пациенты выглядят мертвыми, даже когда аппараты рядом с ними сигнализируют о жизни. Медсестры борются с критическими ситуациями, работая в затрудняющих движение защитных костюмах. Из других городов приезжают огромные бригады молодых медсестер, которых приветствуют аплодисментами и тут же привлекают к тяжелой работе.

Автор одного из самых захватывающих кадров следует за доктором по бесконечным узким коридорам больницы и наблюдает за долгими ритуалами снятия защитной экипировки. После освобождения от костюма он непрерывно моет руки в течение 75 секунд.

Наряду с историями о конкретных людях фильм рисует общую картину жизни в стране, которая борется с эпидемией: вездесущие термометры-пистолеты, проверки учетных данных, отслеживание передвижения по сотовым телефонам и т.д. В последнем получасовом отрывке фильма некоторые участники событий делают довольно прямые заявления о том, как действия официальных лиц в первые недели вспышки вызвали ненужные страдания. Но в целом фильм скорее свидетельствует о фактах, чем пытается проанализировать меры китайских властей по предотвращению распространения инфекции.

Ай Вэйвэй — один из самых известных современных художников и архитекторов в мире. Он занимает 24-ю строчку в списке самых влиятельных людей мира по версии журнала Time. В 2008 году Вэйвэй опубликовал в своем блоге информацию и статистику о Сычуаньском землетрясении, которая шла вразрез с официальными данными, после чего подвергся репрессиям со стороны китайских властей. В июне 2011 года Вэйвэю удалось покинуть Китай, и сейчас он проживает в Европе.