Молодые видеоблогеры Тим и Фред Уильямсы опубликовали видеозапись своей реакции на песню Фила Коллинза «In the Air Tonight» 1981 года, благодаря чему песня набрала популярность и ворвалась на первые строчки хит-парадов спустя почти 40 лет после премьеры. Видеоролик под названием «Слушаем в первый раз Phil Collins – «In the Air Tonight», реакция» был опубликован 27 июля и на момент написания материала набрал 6,4 млн просмотров.
«Он сказал, у меня ощущение, как будто вы все меня проспали, давай разбудим их. Я не буду врать, Фил, ты меня зацепил», — говорит 22-летний Тим Уильямс ближе к концу песни.
Его брат Фред, комментируя трек, признался зрителям, что «никогда не видел», чтоб бит в песне начался с третьей минуты и назвал такой ход «уникальным».
Вирусное видео пришлось по душе как старым поклонникам Коллинза, так и молодым слушателям, для которых оно стало знакомством с творчеством музыканта с 50-летней карьерой. В результате, выпущенная в 1981 году песня ворвалась в чарты iTunes, где заняла второе место по прослушиваниям, оставив позади хит Cardi B и Megan Thee Stallion «WAP».
Уильямсы начали записывать и выкладывать на YouTube свои реакции на старые музыкальные хиты в прошлом году, следуя моде формата, который в последние годы набрал популярность в социальных сетях. В некоторых роликах их авторы слушают песни из незнакомых жанров, в других – люди в возрасте комментируют современные песни или, как в случае с Уильямсами, наоборот — молодые люди реагируют на проверенные временем композиции. В роликах платформы TikTok основным акцентом стали треки прошлого десятилетия, о которых подростки не слышали.
Аналитики отмечают, что подобные видеоролики на современном музыкальном рынке выполняют функцию продавцов-консультантов в магазине или ведущих радиостанции, чьи советы влияли на решение слушателей купить ту или иную запись.
Популярность подобных видео объясняется устройством механизма рекомендаций современных стриминговых сервисов, пишет The New York Times. Отмечается, что их алгоритмы настроены таким образом, что слушатель не покидает пределов, ограниченных его собственным музыкальным вкусом, что затрудняет поиск забытого, но яркого хита из другой эпохи.
«Алгоритм организован вокруг поведения пользователя. По мере того, как у слушателей появлялось все больше опций потребления, платформы становились все более узконаправленными и таргетированными», — пояснил глава департамента хип-хоп и R&B компании Apple Music Эбро Дарден.
Эксперты также отметили, что подобные видеоролики решают также задачу взаимопонимания между поколениями и служат желанию молодого поколения лучше понять корни той музыки, которую слушают они.
Таким образом в выигрыше с точки зрения продвижения и онлайн-продаж парадоксальным образом оказываются не те представители музыки прошлых поколений, кто рьяно защищает свои права на старые записи и запрещает выкладывать их в YouTube, а те из «классиков», кто не постеснялся сделать свои песни «достоянием общественности».
С учетом развития информационных и развлекательных технологий шанс песен на «случайное» попадание в вирусный ролик и последующий взлет в чартах становится серьезным аргументом в споре о пользе защиты своих прав на интеллектуальную собственность среди популярных музыкантов.