Шесть женщин и четыре дебюта: каким будет «Кинотавр» в этом году

«Кинотавр-2020» объявил конкурсную программу

Кадр из фильма «Конференция» (2020) Vega Film
С 11 по 18 сентября в Сочи пройдет ежегодный российский фестиваль «Кинотавр», правда, без церемонии и в формате «делового форума». «Газета.Ru» рассказывает, какие премьеры поборются за главные награды.

Откроет долгожданное событие, в этом году перенесенное из-за коронавируса на осень, фантастическая история про отношения власти и творца «Нос или заговор «не таких» живого классика Андрея Хржановского. Мультфильм, в основу которого легла опера Дмитрия Шостаковича «Нос» по повести Гоголя, уже успел блеснуть на крупных европейских кинопоказах — от премьеры в Роттердаме до приза на анимационном фестивале в Анси.

Закрывать «Кинотавр» доверили Андрею Кончаловскому с исторической драмой «Дорогие товарищи». Фильм-посвящение печально известной забастовке рабочих в Новочеркасске в 1962 году был включен в основную конкурсную программу 77-го Венецианского кинофестиваля. На «Кинотавре» не только покажут его новую работу, но и вручат 82-летнему режиссеру почетный приз за вклад в кинематограф.

В основном конкурсе полно сюрпризов, хотя бы потому, что из 13 фильмов — сразу четыре дебюта. Актер и театральный постановщик Семен Серзин привезет на «Кинотавр» экранизацию пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Взялся Серзин за уже выигрышный (в некотором смысле) материал: спектакли по пьесе с аншлагом проходят в столичных театрах, например, в «Практике» на него в обычное время достать билеты практически нереально. Сценаристка Анастасия Пальчикова представит свою работу «Маша» о девушке-подростке, которая мечтает вырваться из маленького города. К слову, продюсировал работу Рубен Дишдишян, известный по нашумевшему сериалу «Чики».

Среди двух других дебютов — «Китобой» Филиппа Юрьева и «Город уснул» Марии Игнатенко. Последнюю показали на 70-м Берлинском кинофестивале, на котором (повод для гордости), как писал Variety, больше всего экранного времени заняли именно проекты российских режиссеров.

Глядя на основную конкурсную программу, в глаза тут же бросается попытка «Кинотавра» соблюсти гендерный баланс: из 13 фильмов — шесть сняты женщинами.

В прошлом году к фестивалю придраться было невозможно — тогда на 14 режиссеров приходилось аж семь постановщиц. В самом жюри конкурса, возглавляемого режиссером Борисом Хлебниковым, помимо актера Владимира Вдовиченкова и оператора Федора Лясса, числятся актриса Оксана Фандера, ведущая Дарья Златопольская, продюсер Екатерина Филиппова и кинематографистка Нигина Сайфуллаева.

Есть в основной программе и старожилы «Кинотавра». Например, Анна Меликян с драмой о любовном треугольнике «Трое» с Константином Хабенским, Юлией Пересильд и Викторией Исаковой. В 2015 году постановщица получила заветную статуэтку за фильм «Про любовь». Обладательница Гран-при «Кинотавра» за 2016 год Оксана Карас («Хороший мальчик») снова покажет очень зрительское кино — фильм об одном дне из жизни Елизаветы Петровны Глинки (в народе — Доктора Лизы) с Чулпан Хаматовой, Андреем Бурковским и Константином Хабенским.

Между тем конкуренты у Меликян и Карас все как на подбор очень сильные. Помимо молодых дебютантов, бороться за победу будет фильм «Конференция» — единственный в программе по-настоящему международный проект (к производству подключили продюсеров из Эстонии, Италии и Великобритании) Ивана И. Твердовского о последствиях московского теракта на Дубровке в октябре 2002 года. В этом году он вошел в конкурс авторского кино «Venice Days» Венецианского фестиваля. Участвует в конкурсе актер и лауреат премии Олега Табакова Александр Молочников с фильмом «Скажи ей», одним из продюсеров которого является Александр Цекало. Дебютная работа артиста «Мифы», снятая в 2017 году, успехом не увенчалась: комедия, собравшая свыше десятка российских звезд, заработала около 6 млн рублей при бюджете в 50 млн.

Сразу в двух проектах, представленных в основной программе «Кинотавра», главную роль исполнила Анна Чиповская. Во «Вмешательстве» Ксении Зуевой актриса сыграет девушку с окраин. В проекте Ангелины Никоновой «Кто-нибудь видел мою девчонку?» у нее роль куда драматичнее. В основу материала вошли мемуары писательницы Карины Добротворской о ее романе с кинокритиком Сергеем Добротворским (его сыграет Александр Горчилин), скончавшемся от передозировки героином.

Вместе с тем на фоне «триумфа» женщин (пока с точки зрения участия в основном конкурсе) инклюзивности «Кинотавру» не достает: в списке значится всего один проект из региона — якутский фильм «Пугало» Дмитрия Давыдова — о знахарке, которая решает завязать, причем не только с помощью, но и алкоголем.

В сложившихся условиях пандемии оргкомитет киносмотра слово сдержал и не ушел в онлайн. Программу собрали сильную, пускай и не такую, на которую рассчитывали изначально: многие фильмы были остановлены на стадии постпродакшна. Всю светскую часть с церемонией и вечеринками, как заверил президент смотра Александр Роднянский (признан в РФ иностранным агентом), пришлось отменить. «Мы «Кинотавр» называем в этом году не фестивалем, а деловым форумом», — подытожил он на пресс-конференции в среду, 5 августа. Остается надеяться, что праздник авторского кино все же состоится к осени, но уже в новом формате — с санитайзерами, масками и перчатками.