В 2015 году ФИФА, главную организацию мирового футбола, потряс грандиозный коррупционный скандал — аресты высокопоставленных чиновников федерации, сложение полномочий Йозефом Блаттером, ее президентом с 1998-го (впоследствии он будет на долгие годы отстранен от любой футбольной деятельности), множественные обвинения в отмывании денег, использовании незаконных схем по распределению прав на трансляцию матчей и размещение рекламы, а также разговоры о якобы имевшем место подкупе при выборе стран-хозяев чемпионатов мира 2010-го, 2018-го и 2022 годов, местом проведения которых стали соответственно ЮАР, Россия и Катар.
Спустя почти ровно пять лет после тех событий на Amazon Prime Video стартовал американо-чилийско-аргентинский сериал «Президент», сюжет которого обращается как раз к той черной странице в истории футбола. Но если вы вдруг решили освежить память о тех событиях или подробно узнать о них впервые, то смысла его смотреть нет никакого. По сути, этот тот нечастый случай, когда три минуты, потраченные на ознакомление с соответствующей статьей на «Википедии», в плане общей информативности куда ценнее, чем внимательный просмотр шоу суммарной длительностью примерно восемь часов. Хотя начинается оно максимально многообещающе — первая же сцена экранизирует, пожалуй, главную иллюстрацию скандала в ФИФА, когда британский комик Саймон Бродкин на глазах у всего мира забросал Блаттера фальшивыми денежными купюрами в ходе пресс-конференции, непрозрачно намекнув на его коррумпированность. На этом, собственно, взаимоотношения тогдашнего президента футбольной федерации с сериалом заканчиваются — впоследствии он еще несколько раз появится в кадре на пару секунд, но уже фактически в роли статиста, слабо влияющего на основной сюжет.
Речь в драматическом триллере с небольшими вкраплениями комедии идет про другого президента — Серхио Хадуэ, руководившего Футбольной ассоциацией Чили в 2011-2015 годах. В реальности он был одним из участников коррупционной схемы, сотрудничал с ФБР в расследовании и получил пожизненное отстранение от футбола. Шоу, одним из авторов которого выступил обладатель «Оскара» за сценарий к «Бердмэну» Армандо Бо, подробно рассказывает о стремительной карьере функционера: от момента, как он, будучи начальником скромной чилийской команды, вывел ее в сильнейший дивизион национального первенства, до печального финала его профессиональной деятельности на фоне позорного скандала. По ходу сюжета Хадуэ (его сыграл Андрес Парра) — с неоценимой помощью верной супруги (Паулина Гайтан), которая, что называется, за мужем и в огонь, и в воду, — сначала становится президентом-пешкой футбола Чили, впервые заявляя о себе стране, затем, избавляясь от теневых начальников, оказывается реальным властителем организации, добивается мощного статуса в Южноамериканской конфедерации футбола (КОНМЕБОЛ) и ФИФА, прилично зарабатывает на откатах по продаже телеправ, привозит на родину Кубок Америки и ногами футболистов достаточно сенсационно становится его победителем. Параллельно он становится едва ли не главным информатором ФБР, основным лицом которого в шоу предстает агент (по таланту и уверенности — почти «007») в исполнении Карлы Соузы.
«Президент» фактически затрагивает лишь одну из частей масштабного коррупционного скандала в ФИФА — ту, которая относилась к КОНМЕБОЛ. Сериал не жалеет хронометража на закрытые заседания его членов-мошенников, подробно знакомя с большинством из них. Особый упор (помимо, естественно, главы чилийского футбола) делается на Хулио Грондоне, многолетнем руководителе Ассоциации футбола Аргентины, вице-президенте ФИФА и одном из самых влиятельных людей в истории КОНМЕБОЛ. В сериале он не только играет важную роль как действующий персонаж, но и выступает рассказчиком — что выглядит достаточно странным, ведь среди прочего он повествует и комментирует события, которые произошли уже после его смерти в 2014 году. «Соведущим» Грондоне временами выступает Жоао Авеланж, президент ФИФА в 1974-1998 годах, легендарный функционер мирового футбола, скончавшийся в 2016-м.
Это сценарное решение очень показательно в контексте общего повествования «Президента» — речь здесь идет о реальных людях и событиях, но документальной точности искать в драме не стоит. И виной тому отнюдь не провалы в знании матчасти: напротив, проект местами очень радует классным пониманием темы, в том числе и благодаря чему сугубо футбольное действо (которого в шоу не так много и на которое, очевидно, не было потрачено много денег) не вызовет рвотные позывы у знатоков самой популярной в мире спортивной игры.
При этом ближе к финалу сериал зарывается в совсем уж сомнительный с точки зрения достоверности треш (его много, но без спойлеров рассказать о нем в основном нереально) — в одной из сцен жена главного героя изменяет ему со звездой чилийской сборной Артуро Видалем (которого благодаря очень характерной внешности футболиста здесь классно воссоздали). И, наверное, для самого сюжета это достаточно неплохой шаг, однако не особо понятно, насколько это адекватно в контексте использования реальных имен и личностей. Тот же Видаль, к примеру, на момент «измены» (по сюжету это произошло после триумфа Чили на домашнем Кубке Америки) в реальной жизни уже много лет как был женат. И хотя в самом конце авторы (устами Авеланжа) все-таки признаются, что выдумали концовку, рассказывая, как все завершилось на самом деле, от возмущения борцов за справедливость «Президенту», вероятно, не скрыться — такова уж цена за общее бодрое повествование.
Что касается России, то о ней здесь практически не вспоминают — разве что на классической доске для расследований спецагента ФБР висит фотография Виталия Мутко, да в одной из сцен русский мальчик, слыша по телевизору новости о скандале в ФИФА, с ужасным акцентом спрашивает у мамы, отберут ли у страны ЧМ-2018.
Спойлер — не отберут. Как и ту бессонную ночь абсолютной радости после победы над испанцами и первого в истории выхода в четвертьфинал.