Переплавить в сериал голливудский боевик корейца Пон Чжун Хо по не самому великому французскому комиксу «Сквозь снег» придумали еще в 2015 году. Но до мая 2019-го проект мотал срок в производственном аду. И, кажется, это пришлось ему только на руку. Синефилы знали Пона еще с издевательского триллера «Воспоминания об убийстве», которым он зарекомендовал себя как остроумный визионер, способный снимать сложное, но при этом зрительское кино. В начале 2010-х, со статусом звезды Южной Кореи в кармане, режиссер решил опробовать силы на Западе.
Однако после антиутопического экшн-триллера «Сквозь снег» с Крисом Эвансом и россыпью крупнокалиберных артистов дело так и не заладилось. Сделанная для Netflix «Окча» полюбилась каннской публике и критикам, возымела успех на родине постановщика, однако его позиции за океаном не закрепила. Тогда Пон вернулся домой, снял «Паразитов» — и внезапно добился всего. Так что если уж когда и выпускать телеадаптацию «Сквозь снег», то именно сейчас, после триумфа на «Оскаре», когда к фигуре Пона приковано внимание всего мира.
В сериале кореец числится одним из исполнительных продюсеров (наравне с Пак Чхан Уком, который работал и над полным метром). На деле, впрочем, Пон почти не был вовлечен в проект (да, заголовок лукавит). Все происходящее на экране — на совести сценаристов Джоша Фридмана («Война миров» Спилберга, «Черная орхидея») и Грэма Мэнсона («Куб»). Формально это приквел и комикса, и фильма (официальный таймлайн вселенной можно изучить здесь). После отправления состава, который возит остатки человечества вокруг замерзшей Земли, прошло семь лет. До восстания, которое возглавит герой Криса Эванса, еще примерно столько же (сюжет оригинальной графической новеллы — где-то посередине). В хвосте, где в кошмарных условиях живут пролезшие зайцами бедняки, зреет протестное движение. Попытка свержения строя уже предпринималась пару лет назад, но безуспешно. Все опасаются повторения Болотной, поэтому стараются продумать все до мелочей.
Поначалу сериал прикидывается ремейком полнометражного собрата. Первые несколько сцен, следующие за анимационным прологом, как будто с дотошностью пытаются воспроизвести начало фильма: от образов персонажей до их разговоров и действий. Местный Эванс — актер и рэпер Давид Диггс (экс-полицейский по имени Андре). Местная Тильда Суинтон — Дженнифер Коннели, которая представляется кем-то вроде проводницы-пиарщицы (ее реальный круг обязанностей, так скажем, гораздо обширнее). Местный Джон Херт — Марк Марголис из «Лица со шрамом» и картин Даррена Аронофски (его роль сведется к прививанию окружающим хорошего музыкального вкуса).
Это вступление — обман, но простительный. В действительности телевизионный «Сквозь снег», судя по всему, будет придерживаться более привычных материй. Дано: поезд, несущийся без остановки, за пределами которого — ледяная смерть; тысячи пассажиров, часть которых пирует и жирует, часть — живет впроголодь; труп. Переставить мрачный антиутопический триллер на детективные рельсы, положенные бабушкой Агатой Кристи, — не самое элегантное, но потенциально рабочее решение. Учитывая, что герои должны десять серий чем-то заниматься, помимо продвижения к голове состава. Поэтому линейность оригинальной ленты почти мгновенно нарушается: Андре, который удачно оказался единственным детективом из убойного отдела на борту, будет шариться по чужим купе в более-менее свободном режиме.
Сериал остается верен фильму в вопросах эстетики: в первой серии появляется с десяток вагонов, и почти каждый — небольшое произведение искусства. В отличие от скупого на живопись комикса, здесь есть, за что зацепиться глазом; разве что придется игнорировать дешево нарисованный снаружи поезд, — но это не мешало и полному метру. Еще телевизионный «Сквозь снег» больше внимания уделяет костюмам: наряды стали куда ярче и разнообразнее, так что появляется надежда запомнить чуть больше, чем пятерых персонажей.
Из них пока что — по понятным причинам — выделяется героиня Дженнифер Коннелли, которая не гостила на телевидении уже 20 лет. В свое время фильм критиковали за одномерность действующих лиц. Это с лихвой компенсировалось богатым на твисты адреналиновым сюжетом. Здесь времени и простора, понятно, больше, и в том случае, если в дело не вмешается желейная мелодрама (предпосылки имеются), должно получиться любопытно. Возможно, в дальнейшем кто-то сможет слегка подвинуть Коннелли. Было бы неплохо дожить до второго сезона, где ожидается вторжение Шона Бина.
На данный момент вышел только дебютный эпизод (со следующего понедельника шоу появится на Netflix), поэтому выносить вердикт особо не из чего. С задачей продать историю зрителю пилот, впрочем, справляется, так что стоит надеяться на лучшее. Сейчас за проектом интересно следить, — как минимум хочется узнать, как далеко позволят себе зайти Фридман и Мэнсон: растратят социально-политический потенциал вселенной на красивый фантик для прямолинейного детектива, воспользуются им по назначению — или найдут ему свежее применение. Авторы опубликованного почти 40 лет назад графического романа были озабочены маячащей экологической катастрофой. В этом смысле комикс красиво состарился: поводов для беспокойства стало только больше. Пока нас всех не попросили освободить вагоны, можно покататься на «Сноупирсере».