Городок Шейкер-Хайтс, Огайо, 1997 год. Эллен Дедженерес всего несколько месяцев назад совершила каминг-аут, группа Marcy Playground рвет чарты с хитом «Sex and Candy», у местных ребят в уокмены заряжены Куин Латифа, Энни Леннокс, Chumbawamba, The Cardigans и прочие милые вещи.
Элена Ричардсон (Риз Уизерспун) — белая обитательница шикарного домика, счастливая (вроде бы) мать четырех детей, контрол-фрик и время от времени — журналистка второй по значимости газеты в городе. Миа Уоррен (Керри Вашингтон) — ее полная противоположность, темнокожая художница-скульпторша-фотографиня, мать-одиночка, перекати-поле с набором вещей, который вмещает небольшая легковушка. Изначально Миа не планирует задерживаться в Шейкер-Хайтс, но дочь Перл (Лекси Андервуд) уговаривает ее остаться. Элена предлагает женщине снять у нее жилье, а заодно — работу домохозяйки (от страха показаться невежливой приходится выдумать термин «домашний менеджер»). Чуть позже дом Элены сгорит, однако как и почему — пока неясно.
Риз Уизерспун наткнулась на роман Селесты Инг «И повсюду тлеют пожары» еще до публикации, когда выбрала его для своего книжного клуба. И сразу же решила экранизировать: дала почитать Керри Вашингтон («Скандал» от ABC, «Джанго освобожденный»), потом с ее помощью заручилась поддержкой сценаристки Лиз Тайглаар («Однажды в сказке»). Словом, произошло примерно то же самое, что с «Большой маленькой ложью» Лианы Мориарти в 2014 году, разве что обошлось без Николь Кидман. С бестселлером Мориарти (точнее, с его адаптацией от HBO) здесь вообще предостаточно пересечений. Поклонники задумчивой драмы Дэвида Э. Келли могут бросить читать этот текст, приступить к просмотру прямо сейчас и не разочароваться.
От «Лжи» «Пожары» унаследовали примерно такую же нервозную мамашу-Уизерспун, интригующий детективный заход (кто и почему сжег дом Элены? что случилось с Мией в прошлом?), тонкий социокультурный анализ и экспоненциально растущее напряжение. Если в экранизации Мориарти речь шла в основном про бесконечно грустных, но все еще красивых и богатых людей, здесь выборка существенно расширяется. Темами сериал довольно умело жонглирует. Поначалу кажется, что во главе угла стоят расизм, белая хрупкость (погуглите), ксенофобия и классовое неравенство. Потом «Пожары» начинают петлять и говорить о гомофобии и сексизме. Затем резко выруливают в сторону психотравм, связанных с материнством. Все эти маленькие очаги норовят слиться в одно большое пламя.
Актуальная повестка — безусловно, главный двигатель сериала. Для трамповской Америки «И повсюду тлеют пожары» — горькое напоминание о недавнем прошлом, повторения которого нельзя допустить. Для путинской России, где шоу пока никто не купил, — вполне достоверное отображение окружающей действительности (с поправкой, конечно, на идеальные лужайки и наличие полноценного среднего класса). Однако «Пожары» заблаговременно просятся в список лучших сериалов года не поэтому.
Во-первых, Уизерспун, хотя местами и повторяет пройденный материал, по-прежнему не дает от себя оторваться. Ее эмоционально-психологическая конфронтация с героиней Вашингтон, возможно, не выдержит конкуренцию с макабром Сандры О и Джоди Комер из «Убивая Еву», но, вероятно, обеспечит как минимум одной из участниц упоминание на основных телевизионных премиях. Во-вторых, из каждой сцены мы узнаем новые подробности о персонажах, поэтому они быстро становятся живыми людьми. Изящнее всего это работает с Элениной манией контроля. Она каждое утро записывает свой вес, составляет подробное расписание на всю семью из шести человек, занимается с мужем сексом исключительно по графику (среды и субботы!) и наливает себе вино с помощью мерного стакана (не больше 120 грамм). Все это укладывается в первые 25 минут хронометража.
В сухом остатке «Пожары» — более-менее классическая история о столкновении двух противоположностей, которым предстоит друг у друга поучиться (во всяком случае, пока). Однако благодаря проникновенным актерским выступлениям и действительно остроумному сценарию имеющиеся три эпизода иначе как залпом смотреть не получается (дальше будет по серии в неделю до 22 апреля). Зарубежные критики тоже согласны: на момент написания этих строк агрегатор Metacritic не зарегистрировал ни одной откровенно отрицательной рецензии. Кажется, в ближайшее время Уизерспун, вознамерившаяся экранизировать примерно всю важную современную фем-литературу, окончательно станет постоянной участницей ежегодных сериальных топов. Во всяком случае, после трех лет с «Большой маленькой ложью», «Утренним шоу» и «Пожарами» на меньшее рассчитывать не хочется.