Пропаганда порнографии: фильм о Ландау не понравился Минкульту

Минкультуры отказало в выдаче прокатных удостоверений фильмам «Дау»

Кадр из фильма из проекта «Дау» режиссера Ильи Хржановского Arte France Cinema
Минкультуры России не выдало прокатные удостоверения четырем фильмам из проекта «Дау» режиссера Ильи Хржановского*, обращающегося к истории жизни советского физика Льва Ландау. Согласно ведомству, данное решение было принято по той причине, что ленты содержат материалы, пропагандирующие порнографию.

Министерство культуры России отказало в выдаче прокатных удостоверений четырем фильмам из проекта «Дау», созданного отечественным режиссером Ильей Хржановским (признан в РФ иностранным агентом). Об этом говорится на сайте ведомства. Согласно пресс-релизу, данное решение было принято из-за того, что в лентах содержатся материалы, пропагандирующие порнографию.

Отмечается, что удостоверения решением Минкультуры не получили картины «Дау. Наташа», «Дау. Новый человек», «Дау. Нора Сын» и «Дау. Саша Валера». При этом остальные шесть фильмов проекта были допущены к прокату в России.

Многосерийный «Дау» изначально задумывался как биографическая драма, рассказывающая о жизни советского физика Льва Ландау, лауреата Нобелевской премии. Его сценарий, написанный Хржановским вместе с литератором Владимиром Сорокиным, был основан на мемуарах супруги ученого Конкордии Дробанцевой, опубликованных в 1999 году. Роли в фильме среди прочих исполнили Теодор Курентзис (Лев Ландау), Радмила Щеголева (Дробанцева), Николай Воронов (Игорь Ландау, сын физика), Дмитрий Гордон (признан в РФ иностранным агентом, включен в список террористов и экстремистов), Петр Листерман, Нестор Шуфрич и Михаил Бродский.

«Дау» создавался на протяжении более десяти лет. Работа над проектом стартовала еще в 2006 году, тогда как непосредственно сами съемки начались в 2008-м в Харькове, где ради многосерийной ленты был изменен облик нескольких кварталов, тогда как на месте заброшенного бассейна «Динамо» выстроили огромную декорацию Института физических проблем АН СССР (там когда-то работал сам Ландау) и съемочный павильон. Кроме того, в ходе съемок — по задумке режиссера — артисты были обязаны проживать совместно, следуя правилам внутреннего распорядка, который погружал их в советскую эпоху.

С годами «Дау» трансформировался из байопика во что-то совершенно необычное для современного кинематографа — некий масштабный арт-эксперимент, воссоздающий эпохи Сталина и Хрущева, главными действующими лицами которого являлись несколько сотен человек (в основном это были актеры-любители), в течение нескольких лет фактически перманентно исполнявшие роли людей из прошлого под наблюдением камер.

В ходе создания проект — в силу практически полного отсутствия аналогов — привлек к себе повышенное внимание аудитории: о нем говорили либо с восхищением, либо критиковали создателей за жестокое отношение с актерами.

В одном из интервью журналист Гордон, сыгравший в «Дау» комбрига, описывал, как проходил съемочный день с его участием. По словам известного ведущего, на площадке царила едва ли не абсолютная импровизация

«Я говорю [создателям фильма]: «Дайте мне сценарий». А сценария нет. Нас загримировали, привезли в какой-то научно-исследовательский институт и усадили за большой овальный стол. Вокруг ходят какие-то люди — странные, очень странные люди. Мне потом уже объяснили, что это люди, которые больны аутизмом. Их снимают в роли физиков. И вот они ходили, ходили, ходили, — рассказывал Гордон украинскому телевидению. — [Участникам съемочной группы] говорят: «Садитесь напротив друг друга». Говорят: «Вы (ваши герои — «Газета.Ru») требуете для армии поставок вооружений. «А текст, что я говорить должен?» — спрашиваю. «А говорите что хотите, требуете поставок для армии», — отвечают. <...> Полная импровизация, на съемках была невероятно интересная обстановка».

Сам Хржановский еще в начале 2010-х подчеркивал, что «Дау» – это историческая драма, байопик, фэнтези, психологический триллер в одном жгуте». Согласно режиссеру, известному по фильму «4», его новое детище представляет из себя «последовательно рассказанную историю жизни человека во времени, с начала 20 века до конца 1960 годов, в основе которой лежат мотивы биографии физика Ландау, но главный герой фильма по происхождению грек, он оказывается в Советском Союзе и впоследствии работает на советскую науку».

Комментируя сам съемочный процесс, постановщик подчеркивал, что в созданных условиях его участники «ощущают себя не актерами в сконструированном мире, а реальными жителями этого нового мира».

«Мы построили невероятно сложную и самую большую на сегодняшний день декорацию в Европе. За целый год съемок на площадке не было людей в современной одежде и атрибутов современной жизни. Это накачивает пространство определенной энергией, обеспечивает необходимую атмосферу», — цитирует Хржановского «Собака.Ru».

В начале этого года фильмы «Дау», созданные из отснятого материала (всего там набралось около 700 часов), были представлены в Париже в двух театрах на площади Шатле. Кроме того, там была представлена специальная инсталляция, воспроизводившая обстановку, в которому существовали актеры в ходе съемок проекта. Показ шел в течение нескольких недель без перерывов.