— В сюжете четко обозначены три типа героев: замминистра, чувствующий себя комфортно в коррупционном режиме, его дочь Татьяна, которая пользуется благами кумовства, но не является счастливой, и вторая дочь Мария, всеми силами борющаяся с влиянием отца. Считаете ли вы это неким олицетворением эволюции общества?
— Очень интересная версия, но мне кажется, что в сериале просто показано несколько прослоек общества, которые всегда были. Это частная версия общей картины.
— Почему у одного отца дети могли вырасти настолько разными?
— Потому что всегда все дети разные — кто-то более движим своей внутренней правдой и везде ставит себя на первое место, а потом уже прислушивается к окружающим. А кто-то слабее в этом противостоянии и позволяет другим управлять своей жизнью. Они считают, что учителям и родителям виднее, как лучше. К сожалению, очень многие дети растут так же, как моя героиня.
— Уже в первой серии Татьяна сначала отталкивает зрителя стервозным поведением, а потом вызывает жалость после откровенной речи. Как вы можете охарактеризовать эту девушку, пропустив через себя ее мировоззрение?
— Я бы сказала, что Татьяна — это человек, который крепко спит каким-то своим кошмарным сном и никак не хочет проснуться. Жизненные обстоятельства пытаются ее разбудить, но ей очень страшно и не хочется просыпаться. Потому что если она проснется в таком состоянии, ей придется столкнуться с новой реальностью, а это всегда страшно — она просто не знает, как в ней жить. Это на самом деле очень хорошая тема для обсуждения, и я очень жду выхода сериала, чтобы увидеть реакцию зрителей на поведение Татьяны.
— Что вы с режиссером хотели донести до зрителя, работая над этим персонажем?
— Мы с Ильей хотели показать, что у человеческой злости всегда есть причины. Потому что стервы, подобно моей героине, ведут себя неподобающе не потому, что они такие плохие, а в силу самых разных обстоятельств. И хорошо бы нам научиться с пониманием относиться к таким людям. Потому что осудить и навесить ярлыки легко, а понять, почему человек так поступает, мало кто хочет.
— Почему Татьяна осуждает родителей студента за гиперопеку, в то время как сама зависима от отца? Выходит, что она косвенно его ругает за свое нынешнее положение...
— Как интересно, у вас своя интерпретация. Думаю, что да, так оно и есть. Но осуждение Татьяны тоже можно понять: хоть родитель и устроил ее на должность, но она — все-таки — свою работу выполняет и делает это хорошо, хоть и безэмоционально. А этого студента родители устроили в ВУЗ, все за него поработали, а он сам в этом месте ничего делать не готов. И это реальная проблема: родители опекают своего уже взрослого сына, думая, что будет тяжело ребеночку.
Гиперопека — это даже хуже, чем бросание на произвол судьбы, потому что человек должен сталкиваться с трудностями и уметь их преодолевать, ведь это и есть жизнь
А когда ему преподносят все на блюдечке, он просто не будет понимать ценность труда. И это очень важная проблема.
— Удалось ли вам полностью проникнуться душевными проблемами своей героини?
— Я очень надеюсь, что удалось. Конечно, было непросто, но я примерно понимала природу ее внутреннего раздрая, потому что некоторое время назад я проходила что-то подобное. Не в такой форме, конечно, в другой, в своей. Это был некий кризис самоидентификации — когда ты не понимаешь, что тебе делать и кто ты вообще.
— Это было связано с профессией или с другой сферой жизни?
— Со всеми, это случилось одновременно и с профессией, и с моей жизнью, не касающейся работы. Бывают периоды, когда все вместе наваливается — какие-то проблемы, кризисы и так далее. И ты понимаешь, что старые способы, к которым ты раньше прибегал, не работают, и нужны новые. То есть, в какой-то мере я взяла из своего опыта что-то и привнесла в эту героиню. Можно сказать, частичку очень личную своей «темной стороны» в нее вдохнула — и надеюсь, что это будет как-то жить.
— Это ваша первая психологически сложная роль? Раньше вы часто играли комедийных и «правильных» персонажей.
— Да, это наверное, моя первая роль, в которую я вложила много личного, внутреннего, потому что ранее не было такого материала, где бы нужно было настолько оголять, как говорится, струны своей души. Поэтому у меня к ней особо трепетное отношение.
— Вы проходили кастинг или вас пригласили?
— Мне позвонил Илья Куликов и позвал на эту роль.
— Кто еще рассматривался на роль Татьяны? И как вы думаете, почему утвердили именно вас?
— Вроде, никого (смеется). На самом деле — я просто получила предложение от режиссера, не знаю, кого он еще рассматривал. Когда Илья прислал мне сценарий и я начала его читать, то подумала, что он предложит мне Машу, которую Ира играет. Она такая воспитанная, за правду — это, в принципе, мой образ. Может, эта героиня чуть помладше, чем я.
И когда Илья сказал «Я хочу тебе вот эту предложить», я впала в ступор. Думала: как я смогу вот это вот сыграть, ничего себе! Я бы даже в самых своих смелых мечтах не предположила, что мне доверят такую роль.
Для актера это очень крутой опыт — спасибо Илье большое, если бы не он, я нее знаю, прошла бы пробы на подобный образ или нет.
— Как вам работалось с коллегами по съемочной площадке — Ириной Старшенбаум и Владимиром Вдовиченковым?
— Работая над проектом, мы очень легко чувствовали себя в компании друг друга, не было абсолютно никаких барьеров. С Владимиром было интересно, потому что он человек опытный, со своим пониманием. Все горели работой, всем очень нравился проект, все хотели сделать его хорошо.
— Что можете рассказать о работе с режиссерами?
— Пилотную серию снимал Илья Куликов, а все остальные — Никита Грамматиков. Мы сняли пилот и через полгода или даже больше стали работать над сезоном. Это наш второй совместный проект с Никитой, с ним мы уже снимали «Проклятие спящих». Он очень вдумчивый и идейный человек, постоянно предлагает что-то новое.
— Сериал о коррупции в школах сняли по той причине, что эта проблема сейчас наиболее актуальна?
— Я бы не сказала, что она актуальна именно сейчас. Несмотря на то, что последние 10 лет я нигде не училась, мне кажется, что в нашей стране проблема коррупции присутствовала всегда. Каждый из нас учился в школе, и почему бы не рассказать об ее проблемах?
— Какое у вас лично отношение к проблемам образовательной системы?
— Мне кажется, что раньше власть и учителя считались чем-то «святым», недосягаемым, а сейчас общество стало более открытым к обсуждению пороков некоторых представителей этой профессии. У меня есть такое ощущение, что в нашей образовательной системе осталось очень много стереотипов.
Например, школьник не успел выполнить домашнее задание и получил «двойку», а двоечник в понимании системы — «дурак».
И это несмотря на то, что многие двоечники вырастают миллионерами и живут очень хорошо.
— В первой серии звучит следующая фраза героя Владимира Вдовиченкова: «Здесь все оплачено министерством. И билеты, и вот этот костюм, и твоя сумочка, и твой маникюр, и даже этот <...> телефон. И вот чтобы не возникало вопросов, почему оплачено это, а не дополнительная годовая ставка педагога, давай не будем об этом кричать на всю округу». Почему проблема в сериале обозначается настолько прямо?
— Это же художественное вымышленное произведение. И мне кажется, что если уж и говорить на эту тему, то говорить открыто. Какой смысл затрагивать проблему «примерно, немножечко и чуть-чуть совсем»? Действовать нужно наверняка, чтобы вызвать резонанс. А резонанс — это всегда хорошо.
— То есть, вы считаете, что «Учителя» вызовут резонанс в обществе и как-то повлияет на общую проблему?
— Не уверена, что какой-то фильм или сериал может повлиять на ход реальных событий. Если кто-то прислушается к проблеме — уже хорошо.
Премьера сериала «Учителя» состоится 22 августа на платформе «ТНТ-Премьер».