Одним из главных черных пятен на репутации отечественных органов госбезопасности до сих пор остаются преступления народного комиссара внутренних дел СССР Лаврентия Берии, совершенные на сексуальной почве. Среди его жертв оказалась и актриса Зоя Федорова, сыгравшая в таких фильмах, как «Человек с ружьем», «Свадьба», «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу» и «Москва слезам не верит».
Ее отец попал в жернова большого террора — в 1938 году его арестовали по 58-й статье УК СССР за якобы имевшие место контакты с иностранными шпионами и приговорили к десяти годам тюрьмы. Оказавшись в статусе дочери «врага народа», Федорова продолжила сниматься в кино и даже получила две Сталинские премии в начале 1940-х — за роли в фильмах «Музыкальная история» и «Фронтовые подруги».
Укрепив свои позиции как актриса и получив достаточно серьезный статус в советском обществе, Федорова с новыми усилиями взялась за дело освобождения отца. Для этого ей удалось добиться встречи с Лаврентием Берией. Как рассказала в своей книге «Дочь адмирала» дочь Федоровой Виктория, на встрече ее мать заявила наркому внутренних дел, что ее отец был осужден несправедливо.
В августе 1941 года отца освободили, однако из-за разрушенного в лагерях здоровья он умер на следующий месяц. Актрисе позвонил Берия, чтобы выразить свои сожаления. После этого его звонки участились, и Федорова начала бояться назойливого внимания второго человека в стране.
Во время таких разговоров Берия хвалил новые роли Федоровой и предлагал ей в случае нужды оказать любую поддержку, которая будет в его силах. В 1943 году он пригласил ее на большой прием в честь жены, на который ее якобы попросила позвать супруга наркома. Вечером за актрисой приехал лимузин с шофером. Несмотря на обещанный званый вечер, во дворе и в самом доме Берии было пусто, шофер встал между ней и автомобилем, не оставив путей для отступления. На вопросы о гостях и праздничном столе хозяин дома ответил, что у его жены заболела голова и та решила отправиться за город, а гостей попросили не приходить до ее возвращения.
«Но, поскольку за вами к тому времени машина уже уехала, я ничего не мог сделать. Надеюсь, вы меня понимаете?» — пояснил он.
Отлучившись под удобным предлогом, Берия оставил Федорову одну на час, после чего вернулся и рассказал, что головная боль у жены усилилась, поэтому она отправилась на дачу, а приглашения всем гостям было решено отозвать. Актриса собралась уходить, однако отпускать ее он не собирался.
«Но это же глупо, милая Зоя. У нас накрыт стол на пятьдесят персон. Вы, конечно же, останетесь. Я уже распорядился, чтобы убрали лишние приборы», — сказал Берия.
За ужином нарком пытался произвести на Федорову впечатление пышными блюдами (черная икра и жареный барашек в военные годы) и постоянно подливал алкогольные напитки. В ходе разговора он завел разговор о кинопроизводстве, который быстро свел к попыткам выяснить у актрисы ее мнение о надежности ее коллег еврейского происхождения. Когда Берия, выпив два бокала, положил руку ей на колено, Федорова спросила — знает ли он, что ее первый муж был евреем.
«Но ведь сейчас вы не замужем. Вы очень страдаете от того, что лишены тех радостей, которые дает брак, а, Зоя Алексеевна?» — ответил тот.
На этих слова нарком приобнял ее за талию. Федорова пообещала уйти и на попытки Берии остановить ее ответила оскорблениями.
«Вошел Берия, извинился за опоздание, они выпили вина, и он начал к ней приставать. Она вывернулась и вышла в ту комнату, где был ординарец, он вручил ей букет цветов. Очевидно, это был такой ритуал для всех дам, которые приходили к Берии. А Лаврентий Павлович стоял на балконе, глядя ей вслед.
Она помахала ему этим букетиком и поблагодарила за него, на что Берия ответил: «Это не букет, это венок», — вспоминал позднее режиссер Александр Стефанович, знакомый с семьей Федоровой.
Актриса ждала расплаты, однако удар по ней был сделан уже после войны. В 1945 году она встретила заместителя главы морской секции военной миссии США Джексона Тейта, с которым у них завязался роман. Их часто видели вместе — по Москве стали ходить слухи о работе Федоровой на иностранную разведку. После окончания войны Тейт отправился в США, где получил назначение на военно-морскую базу в Калифорнии, а 18 января 1946 года Федорова родила от него дочь.
Так как из-за демографической проблемы, вставшей после колоссальных потерь, матерей-одиночек лишили государственной поддержки, ей пришлось для собственного спасения заключить фиктивный брак с композитором Александром Рязановым, однако за ней уже была установлена постоянная слежка. Ее арестовали в декабре 1946 года как агента иностранной разведки.
Ее заточили во внутренней тюрьме Лубянки, где подвергали допросам и пыткам. В августе 1947 года актрису приговорили к 25 годам заключения с конфискацией имущества. В декабре 1947 года она написала письмо Берии, в котором напоминала о его обещании помочь «в тяжелые минуты жизни».
«Инкриминированное мне преступление и весь ход следствия напоминает какую-то кровавую комедию, построенную следователями на нескольких неосторожно сказанных мною фразах, в результате чего на бумаге из меня сделали чудовище», — писала она.
Федорова говорила о том, что не понимает, за что ее «так жестоко терзают», просила пощадить четырех ее детей и даже рассказала о попытке повеситься в одиночной камере.
«Я умоляю Вас, многоуважаемый Лаврентий Павлович, спасите меня! Я чувствую себя виноватой за легкомысленный характер и несдержанный язык. Я хорошо поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву! За что же я должна погибнуть? Единственная надежда у меня на Ваше справедливое решение», — завершалось письмо Федоровой.
Обращение не имело никакого эффекта. Тейту, который пытался восстановить контакт со своей возлюбленной, дали ложную информацию о том, что Федорова якобы вышла замуж за известного советского композитора и счастлива в браке, а сама актриса просидела в тюрьме до 1955 года.
После возвращения на свободу Федорова воссоединилась с дочерью и вернулась к активной работе в кино. В 1976 году она получила разрешение на выезд в США, где встретилась с Тейтом. После этого она еще дважды посещала свою дочь за границей и начала готовить документы для выезда в Америку на постоянное место жительства.
Планам актрисы не суждено было сбыться. В 1981 году ее убили выстрелом в затылок в трехкомнатной квартире на Кутузовском проспекте.
Дело о ее убийстве породило множество слухов, среди которых были версии и о причастности к смерти Федоровой агентов КГБ. Ее убийство остается нераскрытым по сегодняшний день.