«Наше родное уродство»: как Шаляпин бежал из России

Предатель или жертва? Почему Федор Шаляпин эмигрировал из России

Федор Шаляпин, 1903 год РИА «Новости»
29 июня 1922 года оперный певец Федор Шаляпин уехал из Петрограда на заграничные гастроли — и больше никогда не возвращался на родину. «Газета.Ru» рассказывает о причинах эмиграции великого артиста, бежавшего от суровой советской реальности.

Федор Шаляпин, сын крестьян, был скорее сторонником революции, нежели ее противником — еще задолго до прихода к власти большевиков артист регулярно выступал перед простыми рабочими, устраивал благотворительные концерты, гонорары с которых отходили нуждающимся (в том числе и политзаключенным), слыл «народником» и даже оппозиционером, исполнял революционные «Марсельезу» и «Дубинушку», да и в целом был за глобальные изменения положения дел в стране.

Репутацию великого оперного певца как «истинного русского патриота», кем его считали либералы-демократы, впрочем, изрядно подпортил инцидент, произошедший в январе 1911 года. На премьере »Бориса Годунова» в Мариинском театре, которую среди прочих посетила царская семья в полном составе, включая великих князей, а также их приближенных, некоторые артисты решили попросить у императора увеличения пенсии хористам. Обращение, естественно, сопровождалось исполнением гимна, при этом сотрудники театра еще и преклонили колени перед самодержавцем. Считается, что Федор Иванович не знал о готовящейся акции, в результате чего произошедшее застало его врасплох — и растерявшийся певец, последовав примеру коллег, склонив одно колено перед Николаем II.

Для русской интеллигенции подобный поступок был сродни предательству: от Шаляпина демонстративно отвернулись многие его приятели, артист был разгромлен в оппозиционной прессе.

Дошло до того, что даже близкий друг певца Максим Горький в письме своей первой супруге Екатерине Пешковой называл «провинившегося» «дураком»: «Выходка дурака Шаляпина просто раздавила меня – так это по-холопски гнусно! Ты только представь себе: гений на коленях перед мерзавцем и убийцей! Третий день получаю из России и разных городов заграницы газетные вырезки. Любит этот гнилой русский человек мерзость подчеркнуть». Вскоре автор «На дне» обратится и к самому Шаляпину — писатель признается, что ему жалко артиста, однако попросит его ограничить общение: «Мне жалко тебя, Федор. Но так как ты, видимо, не осознаешь дрянности совершенного тобой, не чувствуешь стыда за себя — нам лучше не видеться, и ты не приезжай ко мне».

Впрочем, спустя годы именно Горький начнет кампанию по реабилитации образа певца в глазах революционеров, благо, что и сам Федор Иванович, которого общественная реакция на события в Мариинском театре едва ли не убила, сделает все, дабы покаяться перед обиженными и восстановить свою репутацию.

Послереволюционный период окажется одним из самых противоречивых в жизни Шаляпина.

С одной стороны, вскоре после падения монархии ему доверят переустройство в недавнем прошлом императорских театров, произведут в худруки «Мариинки», изберут членом дирекций Большого. Наконец, именно звезда оперы первым из деятелей искусств удостоится звания народного артиста Республики. С другой — Федора Ивановича за глаза станут называть «буржуем», открыто завидовать внушительным гонорарам, в дела театра будут нагло влезать внезапно ставшие влиятельными революционеры и даже их жены, не особо сведущие в этом деле, в его дом начнут наведываться с регулярными обысками.

«Не знаю, что искали у меня эти люди. Вероятно, они думали, что я обладаю исключительными россыпями бриллиантов и золота. Они в моей квартире перерывали все ковры. Говоря откровенно, в начале это меня забавляло и смешило. С умеренными дозами таких развлечений я готов был мириться, но мои милые партийцы скоро стали развлекать меня уже чересчур настойчиво», — вспоминал о тех событиях сам Шаляпин в автобиографии «Маска и душа».

Вместе с тем артист не понимал, куда именно движется его родная страна и — в особенности — отечественный театр: «Вы не подумайте, что я против [революции]. Я в Петербургский совет приезжал, один из первых приехал, когда царя сбросили. На кой черт он нам нужен? Я сам себе царь. Я, крестьянский сын, перед кем только шапку не ломал! Кому-кому, а мне этого не надо <...> Сбросили – хорошо. Но порядка же нету! Нету порядка! В Мариинском театре одни собрания, ничего знать не хотят, полный разброд! Спектакли идут черт знает как!»

Весной 1921-го Шаляпина пригласили на (пускай с натяжкой) заграничные гастроли, и певец, не думая ни секунды, сорвался в поездку — в Эстонию, отколовшуюся от Российской империи в результате революции и признанную Советами суверенной республикой. В ходе этого вояжа артист, вероятно, впервые поверил, что действительно может навсегда убежать от удручавшей его отечественной действительности. Певцу поступила уйма предложений о выступлениях в других зарубежных странах, и он всерьез стал размышлять об отъезде. Вскоре Шаляпин также побывал в США и Великобритании, после чего эмиграция стала для артиста не просто приятной мечтой, но панацеей.

Бежать из страны в одиночестве Шаляпин, однако, не мог себе позволить — нужно было как-то уверить правительство не только разрешить ему еще одни заграничные гастроли, но и попросить у властей отпустить в поездку его семью. В достижении этой цели певцу помогла хитрость. Федор Иванович сумел убедить чиновников, что зарубежные выступления столь именитого артиста изрядно повышают мировой имидж строящейся страны — и те дали добро.

29 июня 1922 года Шаляпин даст бесплатный дневной концерт в Большом зале филармонии для питерских рабочих — последний в России. Вечером того же дня артист вместе с большей частью своей семьи отплывет из Петрограда, навсегда прощаясь с родиной.

Примечательно, что о реальных намерениях Шаляпина советские власти догадаются лишь спустя несколько лет, так и не дождавшись возвращения легенды оперы. В 1926-м Владимир Маяковский напишет: «Вернись теперь такой артист назад на русские рублики, я первый крикну: «Обратно катись, народный артист Республики!» В 1927-м — после того, как певец пожертвует внушительную сумму денег детям эмигрантов, что на родине воспримут как поддержку белогвардейцам — Федор Иванович будет лишен звания народного артиста. Вернется заслуженный титул к нему лишь после развала СССР.

Сам Шаляпин — спустя годы после отъезда — раскритикует советскую власть, но при этом выразит мнение, что в ней есть «нечто подлинно российское»: «Кто же они сей дух породившие? Одни говорят, что это кровопийцы; другие говорят, что это бандиты, третьи говорят, что это подкупленные люди, подкупленные для того, чтобы погубить Россию. По совести должен сказать, что хотя крови пролито много, и жестокости было много, и гибелью действительно веяло над нашей Родиной, – эти объяснения большевизма кажутся мне лубочными и чрезвычайно поверхностными. Мне кажется, что все это и проще, и сложнее, в одно и то же время. В том соединении глупости и жестокости, Содома и Навуходоносора, каким является советский режим, я вижу нечто подлинно российское. В всех видах, формах и степенях – это наше родное уродство».