Смерть Мельпомены: почему классический театр уходит в прошлое

«Газета.Ru» о судьбе классического драматического театра в России

РИА «Новости»
Традиционный драматический театр в последние годы все меньше вызывает интерес со стороны зрителя. Об этом говорят многие признаки, включая список лауреатов «Золотой маски», среднюю посещаемость и медийную повестку. «Газета.Ru» объясняет, почему традиционный театр сдает свои позиции и все меньше привлекает аудиторию.

Разговоры о смерти театра велись еще сто лет назад. Тогда на фоне технологических изменений, развития кинематографа, а затем и телевидения казалось, что этот вид искусства себя исчерпал. Сейчас в это сложно поверить, ведь театр переживает свое второе рождение. Поиск новой формы, синтез различных искусств — современный театр, в отличие от традиционного, ищет и пробует, и по-большому счету напоминает настоящий художественный эксперимент.

Однако провести четкую грань между традиционным и современным театром довольно сложно. Взять хотя бы Кирилла Серебренникова. С одной стороны, режиссер взаимодействует с классическим пьесами, вроде «Сна летнюю в ночь» Шекспира или «Маленьких трагедий» Пушкина, однако интерпретирует их по-своему.

Так, работая над таким, на первый взгляд, хрестоматийным произведением Пушкина, Серебренников переносит историю в XXI век, лихо и местами радикально меняет сюжетную канву оригинала. Кроме того, постановщик привлек к участию и «героев» современности — например, рэпера Хаски, исполнившего в перерыве между трагедиями несколько песен.

Еще один отечественный режиссер-интерпретатор — Константин Богомолов в 2014 году поставил в «Ленкоме» пушкинского »Бориса Годунова». В ней ныне худрук Театра на Малой Бронной меняет обстоятельства времени и места, всячески манипулируя сознанием зрителя: так, Русь 1597 года существует параллельно с Польшей 1979-го, а молодые люди в футболках «Beatles» скандируют знаменитые строчки из песни Макаревича (признан в РФ иностранным агентом) «Не стоит прогибаться под изменчивый мир».

Важным элементом современного театра оказывается интерактивность или взаимодействие со зрителем. Таким, например, является иммерсивный театр (в переводе с английского immersive означает «погружающий»). Здесь зритель становится полноправным участником происходящего, а спектакль разворачивается вокруг него. В отличие от традиционного театра сайт-специфический (или пространственно-ориентированный) отказывается от наличия сцены как от некого постулата. Например, петербургский стрит-арт-театр «Театр. На вынос» ставит постановки прямо в метро и на улицах города. Как рассказал «Газете.Ru» один из его режиссеров, Максим Карнаухов, театр, «как никакое другое искусство», должен быть в диалоге с современностью:

«Это дает нам свободу как режиссерам. В процессе производства спектакля мы стараемся выводить на первый план творчество, эксперимент. Задача в том, чтобы доказать, что театром можно заниматься, не входя при этом в какие-то специальные, замкнутые театральные комьюнити. Можно просто выйти на улицу и что-то сыграть. Это просто и интересно».

Среди направлений современного театра особой популярностью пользуется документальный.

Несмотря на жанровое разнообразие современного театра, вопрос о том, насколько отечественный зритель готов к подобным экспериментам, остается открытым. По данным ВЦИОМ за март 2019 года, россияне действительно стали чаще посещать театры. При этом самым любимым остается Большой театр (12%). В топ-3 также вошли «Современник» (6%) и Мариинский театр в Санкт-Петербурге (4%). Примечательно, что о том же Серебренникове как о режиссере и руководителе московского «Гоголь-центра» на фоне его ареста в 2017 году знали лишь 14% опрошенных. Хотя о громком деле как таковом знали 62%, вот только мало кто в него вникал.

С другой стороны театральный истеблишмент вовсю смотрит на экспериментаторов и искателей новой формы, все больше отдаляясь от классической. О том, что современный театр потихоньку вытесняет традиционный говорит и список лауреатов прошедшей в апреле «Золотой маски».

Серебренников, к слову, получил сразу две награды — за балет «Нуреев» и драму «Маленькие трагедии». Главная награда в номинации «Лучший спектакль» ушла к Виктору Рыжакову и его спектаклю «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», который сами создатели называют «революционным».

К слову, Мариинский театр вообще не вошел в шорт-лист престижной премии. Классические постановки «Пиковая дама» и «Маскарад» не были номинированы ни в одной категории. А ведь «Мариинка» оказалась на третьем месте, по результатам опроса ВЦИОМ.

Возникает подозрение, что сами опрашиваемые далеко не всегда называют действительно любимый театр, а просто бросают название, которое первым приходит в голову. Ну а в рейтинге узнаваемости безусловно и Мариинский, и Большой находятся впереди планеты всей. Не исключено даже, что кто-то по старой памяти произносил название «Кировский».

А то, что «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» до сих пор лидируют в списках самых запомнившихся театральных посещений, говорит лишь о хорошей памяти людей, когда в детстве ходивших на эти балеты. Да и «Щелкунчик» уже превратился в некое светское мероприятие с участием высокопоставленных лиц.