Король Ночи повержен, но страсти только накаляются (хотя казалось бы). «Последние из Старков» — пожалуй, лучший эпизод восьмого сезона «Игры престолов». После двух разговорных и одной экшн-серии мы получили практически идеально сбалансированные 78 минут скандалов, интриг и расследований.
Итак, в Винтерфелле хоронят погибших в битве с армией живых мертвецов: Дейенерис оплакивает Джораха Мормонта, Санса льет слезы над телом Теона Грейджоя. Выжившие поджигают погребальные костры и отправляются пьянствовать.
Как это часто бывает на вписках, все напиваются — и в результате всплывают неразрешенные конфликты. Дейенерис с завистью наблюдает за природной способностью Джона Сноу собирать вокруг себя боготворящий его народ, а попутно назначает Джендри лордом Штормового предела, родового замка Баратеонов. Радуется он, впрочем, недолго: любимая Арья отвергает предложение руки и сердца — что ей, в самом деле, после ножичка под ребро Королю Ночи сидеть дома и борщи варить?
Тирион единственный раз за всю серию по-настоящему блистает умом и догадывается, что Бриенна — с недавних пор официальная рыцарша — еще ни с кем не спала. Момент неприятный, но благодаря этому она окончательно отшивает старательно подбивающего клинья Тормунда (он раздавлен, но быстро находит, с кем можно забыться) и делает выбор в пользу Джейме.
Хранитель Севера и Бурерожденная уединяются и начинают было целоваться, но потом вспоминают о своих родственных связях и ссорятся. Дейенерис просит Джона никому больше не рассказывать о своей принадлежности к дому Таргариенов, Сноу же хочет поделиться сведениями с сестрами. Что и делает на следующий день. Секрет стремительно мутирует в сплетню — и вот уже Санса просвещает Тириона, а тот — Вариса.
Советники Матери драконов расходятся во мнениях, причем не самым очевидным образом. С конца предыдущего сезона нам аккуратно намекали на то, что Тирион начинает потихоньку сомневаться в кандидатуре Дейенерис, — ведь та с каждым днем все больше походит на ту правительницу, которую поклялась свергнуть. Однако когда ему на блюдечке подносят более удачную во всех отношениях кандидатуру, он предпочитает слепо стоять на своем и твердит о преданности и верности. Варису же не привыкать: Бурерожденная — далеко не первая властительница в его карьере, и, возможно, не последняя, и служит он в первую очередь народу.
Впрочем, едва ли Тирион окончательно утопит в вине последние крупицы мудрости — впереди еще два эпизода, в которых Дейенерис явно проявит себя не с лучшей стороны. У нее копится все больше поводов для личной вендетты, и жажда мести потихоньку сжигает проявившиеся было в ней ростки демократии. На подходе к Драконьему камню она теряет флот и, что важнее, Рейегаля — теперь Джону Сноу не на ком летать (если только теория со спящим под Винтерфеллом четвертым драконом вдруг не окажется правдивой).
Эурон Грейджой пленит Миссандею и передает Серсее — в финале ее обезглавливают на глазах у прибывшей на переговоры Дейенерис. Две королевы выходят на финишную прямую в соревновании по потере человечности. Впереди — осада Королевской гавани, и для обеих правительниц ее жители — лишь безликие пешки, которыми не жалко пожертвовать в кровавом гамбите. Кхалиси знала, на что шла, но была ли она готова ко всем грядущим лишениям — и не сведут ли они ее в итоге с ума? Сможет ли дочь Безумного короля сама не стать Безумной королевой?
Как бы то ни было, пока что побеждает Серсея — по крайней мере, в столицу Семи королевств выдвинулись как минимум три героя, готовые лишить ее жизни. Это Джон Сноу, Арья и Джейме — все они идут порознь, но, кажется, преследуют одни и те же цели.
Если будущее Сноу-Таргариена пока что довольно туманно (в следующей серии он примет участие в сражении с Золотыми мечами), то по поводу Арьи можно с некоторой уверенностью предположить, что до Серсеи она вряд ли доберется. Этим супероружием создатели уже разделались с Королем Ночи (довольно топорно, надо сказать) — и во второй раз вряд ли станут его использовать. Однако — кто знает — ей под руку может попасться и другая королева. Во всяком случае, ее знаменитый смертельный вишлист уже, кажется, не то чтобы актуален.
В то, что Ланнистер-старший действительно решил вернуться к сестре и бросил Бриенну, верится слабо. Уж если Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс сохранили ему жизнь в битве за Винтерфелл и посчитали его арку незавершенной, сбрасывать его личностный прогресс в исходное состояние будет совсем уж глупо. Так что будем считать его нашим основным кандидатом. В конце концов, прозвище «Цареубийца» ему дали не просто так.
Помимо этого, личные счеты появились у Земляного червя: он стоял рядом с Дейенерис, когда голова его возлюбленной Миссандеи летела со стены. Однако все это мы увидим, скорее всего, только в заключительном шестом эпизоде. В следующем нас, судя по всему, ждет сразу два сражения: войска Джона Сноу с Золотыми мечами и единственного выжившего дракона с флотом Эурона.
«Игру престолов» можно смотреть в онлайн-кинотеатре Okko по подписке «Оптимальный + Amediateka». Пятая серия восьмого сезона выйдет утром 13 мая.