Джармуш и Альмодовар без Тарантино: 10 фильмов Каннского фестиваля

72-й Каннский кинофестиваль огласил конкурсную программу

Кадр из фильма «Радегунд» (2019) Studio Babelsberg
Каннский фестиваль огласил участников конкурсной программы на 2019 год — Квентина Тарантино в ней (во всяком случае, пока) нет, но зато есть Джим Джармуш, Педро Альмодовар, братья Дарденн, Кен Лоуч, Терренс Малик и другие кинематографисты-тяжеловесы. «Газета.Ru» ознакомилась с лайн-апом смотра и выбрала десять самых любопытных картин.

«Мертвые не умирают» («The Dead Don't Die»), Джим Джармуш

С вампирами Джим Джармуш разобрался в драме «Выживут только любовники», теперь дело дошло до оживших трупов в комедии «Мертвые не умирают» — хронике локального зомби-апокалипсиса в американском захолустье. В ролях — Билл Мюррей, Адам Драйвер, Хлоя Севиньи, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Игги Поп, Том Уэйтс и рэпер RZA. Не вполне типичный для Каннского фестиваля случай: лента и откроет смотр, и войдет в основную программу. Подробнее о ней можно почитать тут.

<1>

«Боль и слава» («Dolor y gloria»), Педро Альмодовар

В прошлом году в Канны вернулся Ларс фон Триер с язвительной попыткой осознать себя как творца («Дом, который построил Джек»), в этом схожей (пусть и куда менее радикальной) тактики придерживается испанский классик Педро Альмодовар. Любимые артисты постановщика — Антонио Бандерас и Пенелопа Крус — разыгрывают трагедию заслуженного режиссера, оглядывающегося на свою карьеру, отношения с матерью и первой серьезной любовью.

<2>

«Предатель» («Il traditore»), Марко Беллоккьо

Еще один мэтр — участник основного конкурса, но с куда более обширным стажем, — 79-летний итальянец Марко Беллоккьо, современник Пьера Пазолини и Бернардо Бертолуччи, автор «Кулаков в кармане», «Здравствуй, ночь», «Улыбки моей матери» и еще почти десятка важных фильмов. «Предатель» — еще байопик в репертуаре Беллоккьо, который до этого, например, экранизировал жизнь супруги Бенито Муссолини. Лента посвящена Томмазо Бушетте — первому крупному мафиози, ставшим информатором.

<3>

«Паразиты» («Gisaengchung»), Пон Чжун Хо

Два года назад кореец Пон Чжун Хо приезжал на Лазурный берег с фильмом «Окча», снятым на деньги Netflix. С тех пор стриминговый сервис и фестиваль перешли в состояние холодной войны, а режиссер суровой антиутопии «Сквозь снег» заручился поддержкой небольшой южнокорейской кинокомпании и вернулся во Францию с «Паразитом» — трагикомедийным триллером о семье аферистов, намерившейся нажиться на обеспеченном семействе (разумеется, в итоге все идет не по плану).

<4>

«Молодой Ахмед» («Le jeune Ahmed»), Жан-Пьер и Люк Дарденны

Братья Дарденны, можно сказать, олицетворяют собой Каннский фестиваль в новом тысячелетии. Бельгийские режиссеры, которым уже прилично за 60 лет, пришли к мировой славе в 1999 году с «Розеттой», получившей «Золотую пальмовую ветвь». После этого, лишь за редкими исключениями Дарденны не покидали Канны без призов. В этом году тандем привез на Лазурный берег драму «Молодой Ахмед», о которой пока мало что известно, но само присутствие любимчиков Канн уже должно заставить остальных претендентов насторожиться.

Кадр из фильма «Молодой Ахмед» (2019) Les Films du Fleuve

«Маттиас и Максим» («Matthias & Maxime»), Ксавье Долан

Канадский вундеркинд Ксавье Долан к своим 30 годам уже имеет целую россыпь наград различных киносмотров, включая Гран-при Каннского фестиваля. При этом Долан отличается невероятной плодотворностью и снимает чуть ли не по фильму в год. В этом году в Каннах состоится мировая премьера его новой работы «Маттиас и Максим», в которой режиссер также сыграл главную роль.

Кадр из фильма «Маттиас и Максим» (2019) Sons of Manual

«Извините, мы скучали» («Sorry We Missed You»), Кен Лоуч

82-летний Кен Лоуч в столь почтенном возрасте не собирается сбавлять оборотов. В этом году легендарный британец представит свою новую картину «Извините, мы скучали». К слову, Лоуч — один из самых любимых в Каннах режиссеров. За свою карьеру он получил 15 наград фестиваля, включая две «Золотые пальмовые ветви» за «Ветер, который качает вереск» и «Я, Дэниел Блэйк».

Кадр из фильма «Прости, мы скучали» (2019) Sixteen Films

«Радегунд» («A Hidden Life»), Терренс Малик

Не менее выдающийся ветеран мирового кинематографа Терренс Малик в последние 15 лет проявляет невиданную для себя плодотворность и начал снимать кино почти каждый год. В Каннах Малик покажет военную драму «Радегунд» об австрийце, который отказывается воевать во Второй мировой войне на стороне Германии. В фильме собрался мощный актерский состав с Юргеном Прохновым, Бруно Ганцем, Маттиасом Шоннартсом. «Радегунд» также стал последней работой скончавшегося в 2017 году шведского актера Микаэла Нюквиста.

Кадр из фильма «Радегунд» (2019) Studio Babelsberg

«Дылда», Кантемир Балагов

«Дылда» — второй полнометражный фильм российского постановщика Кантемира Балагова, который в третий раз появится в Каннах (в 2017-м он участвовал в «Особом взгляде» с дебютом «Теснота» и получил приз ФИПРЕССИ, годом позже вошел в состав жюри этой же программы). По сюжету две девушки возвращаются с фронта в Ленинград и пытаются наладить быт в пережившем войну городе. Продюсер — завсегдатай киносмотра Александр Роднянский.

«Лучшие годы жизни» («Les plus belles années d'une vie»), Клод Лелуш

Единственная картина в подборке, которая заявлена во внеконкурсном показе, заслуживает едва ли не самого большого внимания. Клод Лелуш снял триквел своего великого фильма «Мужчина и женщина», который назвал «Лучшие годы жизни». На экране вновь появится дуэт Анук Эме и Жана-Луи Трентиньяна, и мы сможем узнать, что стало с героями спустя 50 лет.

<10>