Виноват принц? Куда пропал да Винчи из Лувра
Стало известно о пропаже картины Леонардо да Винчи из Лувра
На этом «Газета.ру» завершает онлайн-трансляцию. До новых встреч!
В ходе экспертизы, которая подтвердила авторство Леонардо, многих специалистов, в частности, впечатлило обнаружение следов того, что художник менял положение большого пальца на руке Христа, так как это говорит об отклонении от первоначального замысла и может быть доказательством того, что полотно является оригиналом. Тем не менее, многих критиков смутили как детали реставрации, так и агрессивная рекламная кампания вокруг картины. Среди прочего, сотрудников аукционного дома упрекали в том, что они из коммерческих целей преподносят «Спасителя мира» клиентам из азиатских стран как «мужской образ Моны Лизы».
По словам покупателей, поверх «Спасителя мира» было нанесено столько более поздних элементов, что разобрать изначальную картину было почти невозможно. Примечательно, что за несколько десятилетий до этого полотно и вовсе было продано за 45 фунтов.
При этом, за 12 лет до того, как «Спаситель мира» стал самой дорогой картиной в мире, в 2005 году полотно было приобретено на аукционе в Новом Орлеане менее, чем за $10 тысяч, так как считалось работой одного из учеников Леонардо.
Представители Sotheby's, в свою очередь, подали в федеральный суд упреждающий запрос «с целью очистить себя от каких-либо нарушений». По их словам, аукционный дом лишь способствовал сделке с Бувье и не получил никакой выгоды от ее перепродажи.
В поданном против Sotheby's иске Рыболовле заявил, что в течение 10 лет приобрел у Бувье 38 произведений искусства на общую сумму в $2 млрд. По мнению предпринимателя, он переплатил более $1 млрд. Он поставил в вину аукционному дому посредничество в трети сделок, о которых идет речь.
В преддверии торгов, на которых «Спаситель мира» был продан за рекордную сумму, аукционный дом Cristie's провел масштабную рекламную кампанию. В рамках этой кампании на Youtube были размещены ролики, где картину рассматривали такие знаменитости, как Леонардо ди Каприо, Дженнифер Лопес и Патти Смит.
Рыболовлев также обвинил руководство аукционного дома Sotheby's в пособничестве Бувье и направил соответствующий иск в федеральный суд района Манхэттен. В частности, он обвинил сотрудников дома в «оказании конкретной помощи в совершении крупнейшего арт-мошенничества в истории».
После того, как Рыболовлев в 2017 году продал «Спасителя мира» на аукционе за $450 млн, что на $320 млн дороже суммы, за которую он приобрел ее у Бувье, прокуратура Нью-Йорка прекратила расследование по иску.
Рыболовлев заподозрил Бувье в недобросовестности после того, как в The New York Times была опубликована статья, в которой приводилось мнение экспертов о том, что картину могли продать самому арт-дилеру за сумму около $80 млн.
В частности, Рыболовлев заподозрил арт-дилера в завышении цены и тайном удерживании части от суммы продажи. Бувье был арестован, однако позднее освобожден под залог в €10 млн.
Ранее картина да Винчи уже оказывалась в центре скандалов. Так, в 2015 году российский предприниматель Дмитрий Рыболовлев, который приобрел «Спасителя мира» у арт-дилера из Швейцарии Ива Бувье, подал на него в суд, заподозрив в заведомо ложной оценке «Спасителя мира».
Участвовавшая в реставрации картины профессор Модестини рассказала о том, что страховая компания попросила оценщика осмотреть картину в Цюрихе до того, перед тем, как отправить ее дальше. Однако экспертизу отменили, а сам оценщик отказался от комментариев. После этого след «Спасителя мира» был утерян.
По словам одного из источников, знакомых с деталями продажи картины, полотно перевезли в Европу после того, как была произведена оплата.
Официальный представитель департамента культуры и туризма Саудовской Аравии Мохамед Халифа аль-Мубарак официально пообещал, что «Спаситель мира» будет представлен на выставке в сентябре 2018 года. Он назвал это событие «подарком миру». Однако после того, как стало известно об отмене выставки, он оказался недоступен для комментариев.
Журналисты предположили, что филиал Лувра в Абу-Даби опубликовал сообщение о планах выставить картину, чтобы отвлечь внимание публики от трат королевского семейства в Саудовской Аравии на фоне готовящегося материала Times о роли наследного принца в покупке полотна.
Специально, чтобы сохранить анонимность покупателя, сотрудники аукциона Christie's даже создали для него особый номер счета, который был известен только тем, кто непосредственно работал с ним. Однако позднее знакомые с условиями сделки чиновники сообщили, что покупателем стал принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан аль-Сауд.
Отмечается также, что через несколько месяцев после продажи картины на аукционе ее предполагаемый покупатель, принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан аль-Сауд, был назначен первым министром культуры Саудовской Аравии.
При этом, многие и раньше выражали сомнения в том, что «Спаситель мира» может быть приписан авторству да Винчи, так как считали, что после реставрации профессора Модестини полотно также может быть названо и ее. Подобные заявления сама профессор назвала «смехотворными».
В частности, эксперт по картинам да Винчи Жак Франк написал письмо президенту Франции Эммануэлю Макрону, в котором выразил свои сомнения в том, что картина принадлежит кисти мастера. Представители главы государства заверили, что Макрон следит за ситуацией.
Из-за внезапного исчезновения картины у скептиков вновь возникли вопросы, касающиеся ее авторства. По мнению многих, новый владелец картины мог не захотеть публично выставлять ее из опасений осмотра, который выявит подделку.
О том, что это полотно могло принадлежать кисти самого мастера заговорили после того, как «Спасителя мира» заметили на одном из аукционов в 2005 году и передали профессору изящных искусств Нью-Йорского университета Дайан Модестини
По словам Кемпа, из-за нанесенных поверх него росписей «Спаситель мира», попав в коллекцию к индустриалисту из Великобритании, выглядел как «обдолбанный хиппи».
В 1958 году картина была выкуплена из коллекции британского индустриалиста XIX века за сумму эквивалентную $1,350 по сегодняшнему курсу.
Кемп также отметил, что саудовский принц, который является предполагаемым владельцем «Спасителя мира» является не первым представителем королевской династии, которому принадлежала картина. Она былf указана в описи вещей короля Англии Карла I, который был казнен в 1649 году. Однако ее след затерялся около XVIII века.
Работавший со «Спасителем мира» искусствовед из Оксфорда Мартин Кемп назвал полотно «религиозной версией «Моны Лизы» и сильнейшей у да Винчи работой о «неуловимости божественного». Он отметил, что также не располагает данными о местонахождении картины.
Сотрудники филиала Лувра в Абу-Даби в частной беседе признались, что никто точно не знает, где сейчас находится «Спаситель мира».
Журналисты предполагают, что картина может до сих пор находится у своего предполагаемого владельца. Отмечается, что саудовский принц Бадр бен Абдалла бен Мухаммед бен Фархан Аль Сауд не хотел передавать ее организаторам выставки в Объединенных Арабских Эмиратах. Сотрудники посольства Саудовской Аравии в Вашингтоне воздержались от комментариев.
До продажи полотна на аукционе в 2017 году «Спаситель мира» принадлежал российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву. Он приобрел картину в 2013 году за $127,5 млн.
Отреставрированная картина из коллекции была выставлена на экспозиции произведений да Винчи в Лондонской национальной галерее в 2011 году как сильно испорченный оригинал, который мог закончить один из его учеников.
Напомним, что в этом году исполнится ровно 500 лет со дня смерти великого художника, и Лувр готовит грандиозную выставку работ да Винчи.
Первое документальное упоминание о полотне встречается в описи собрания короля Карла I (1600-1649). Считается, что оно украшало собой покои супруги короля, Генриетты Марии Французской в королевском дворце в Гринвиче, а затем было унаследовано Карлом II.
Принято считать, что «Спаситель мира» (прим.1500 год) является последней работой мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Долгое время портретное изображение Христа, левой рукой держащего хрустальный шар, а правой сложившего пальцы в благословении, считалась утерянной.
Лувр в Абу-Даби открылся в 2017 году. Это единственный за пределами Франции филиал, наделенный полномочиями использовать бренд музея.
«Это трагедия, — рассказала Модестини. — Лишить любителей искусства такого редкого шедевра — это глубоко несправедливо».
Один из собеседников издания заявил, что после аукциона полотно отправили в Европу. Профессор Института изящных искусств Нью-Йоркского университета Дайан Модестини, участвовавшая в реставрации «Спасителя мира», рассказала, что страховая компания собиралась провести в Цюрихе исследование холста, однако экспертизу отменили.
Предполагается, что картину не показали в ОАЭ, поскольку наследный принц решил держать ее у себя. В посольстве Саудовской Аравии в Вашингтоне отказались от комментариев, передает издание.
Тогда же филиал Лувра в Абу-Даби объявил, что картину приобрел департамент культуры и туризма эмирата. Однако из заявления музея было неясно, действительно ли ведомство купило «Спасителя мира» или же получило его в дар, сообщает The Art Newspaper.
Комментируя информацию в прессе, в 2017-м Бадер ибн-Абдулла ибн Мохаммед ибн Фархан Аль-Сауд назвал утверждения СМИ «удивительными и неточными», но напрямую отрицать свою связь с покупкой картины не стал.
Известно, что спустя месяц после продажи картины в ОАЭ объявили, что выставят полотно в филиале Лувра в Абу-Даби. Однако в сентябре 2018-го выставка внезапно и по неизвестной причине была отменена.
По словам источников газеты, полотно может находиться у его владельца, при этом кто точно им является до сих пор неизвестно. В 2017-м СМИ писали, что покупателем «Спасителя» стал саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан аль-Сауд, который входит в окружение наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана — именно его считают истинным обладателем картины.
«Спаситель мира» является самой дорогой картиной за всю историю торгов. В ноябре 2017 года полотно было продано за рекордные $450,3 млн.
Отмечается, что сотрудники парижского Лувра также не могут найти «Спасителя мира» да Винчи. При этом, по данным The New York Times, французские чиновники намерены показать картину в сентябре на выставке, приуроченной к 500-летию со дня смерти да Винчи. Они надеются, что к этому времени работу удастся найти.
Из филиала Лувра в Объединенных Арабских Эмиратах пропала самая дорогая картина в истории — «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. «Газета.Ru» следит а развитием событий.