На телеканале СТС состоялась премьера комедийного сериала «90-е. Весело и громко». Шоу рассказывает о молодом гитаристе Васе, который бросает институт и уходит из дома, чтобы начать музыкальную карьеру. Однако обстоятельства складываются таким образом, что он создает группу из разношерстных участников, которая подрабатывает в ресторане, принадлежащем криминальному авторитету, исполняя отечественные и зарубежные поп-хиты. В репертуар коллектива входят песни «Белого орла», «Комбинации», «Миража», Roxette и Ace of Base. Такая ситуация, само собой, не нравится главному герою, для которого ориентиром по жизни является Курт Кобейн.
«90-е. Весело и громко» идеологически продолжает комедию СТС «Восьмидесятые», давая срез эпохи в попытке напомнить зрителю, как жила страна в те годы. На выходе получилось неоднозначно — в каких-то аспектах создатели смогли отразить характерные для 90-х черты, но далеко не все у них вышло должным образом.
Тема 90-х годов в любом случае будет вызывать противоречия, так как излишняя романтизация этого десятилетия оставляет без внимания все, мягко говоря, негативные особенности эпохи. С другой стороны, нарочитый реализм тоже не смог бы отразить суть.
Понятно, что сериал — прежде всего комедия, которая должна легко смотреться и вызывать улыбку у зрителя. И с этим шоу во многом справляется. Но современная молодежь не сможет составить представление о том, как жила страна 20 лет назад. С другой стороны, для тех, кто хорошо помнит те времена, «90-е» станут своего рода ностальгической отдушиной — самый первый кадр сериала с рынком в «Лужниках» и памятником Ленину под мегахит Ace of Base «All that She Wants» способен в одно мгновение приковать нужного зрителя к экрану.
Одним из самых важных достоинств сериала стали диалоги. Именно в них больше всего отражается принадлежность персонажей к 90-м. Порой проскальзывают совершенно аутентичные фразы вроде: «два «Шуровских» микрофона удалось достать», а разговор Васи с нравящейся ему Женей про «Нирвану» и вовсе стал чуть ли не самым ярким эпизодом первого сезона.
Увы, при этом видеоряд редко соответствует словам героев — слишком декоративной выглядит Москва 1994 года, включая внутреннее убранство места работы главных героев, ресторана «Бомбей». Тем не менее, атрибутика часто соответствует действительности. Взять хотя бы чайный сервиз в «горошек», который пока еще не выглядит анахронизмом. Ведь в середине 90-х люди еще не бросились повально делать так называемые «евроремонты» в попытке скрыть нищету, а продолжали жить в советских квартирах с советскими предметами обихода.
Пожалуй, основной претензией к сериалу можно назвать именно излишнюю романтизацию не самого простого периода истории нашей страны. Комичные образы бандитов идут вразрез с реальностью. Бесспорно, и про бандитов можно снимать комедии, как это блестяще в свое время сделал Алексей Балабанов в «Жмурках», однако за всем юмором и смехом картины стоит настоящее сочувствие автора к людям и понимание их трагедии. В «90-х» же сглажены практически все острые углы, что сказывается на общем впечатлении.
Большой проблемой сериала стала неясность, к кому он обращается. В «90-х» не так много ностальгии для старшей аудитории, но присутствует слишком много специфических шуток и отсылок, которые будут непонятны для молодежи. Однако общее направление, в котором идет шоу, настраивает на оптимистический лад — многие персонажи (даже совсем уж второстепенные) постепенно обретают жизнь и получают предысторию.