В среду, 13 марта, в Общественной палате России прошло совещание по теме «Позитивный детский контент как условие развития личности ребенка, общества и государства». В списке участников были заявлены уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, глава департамента кино Минкультуры Ольга Любимова, продюсер Александр Цекало, актер Федор Добронравов, режиссер Джаник Файзиев, президент «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, гендиректор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин, замгендиректора по спецпроектам «СТС Медиа» Лев Макаров, певица Диана Гурцкая и другие.
В рамках своего выступления Кузнецова сообщила, что, по данным Института современных медиа, около 79% россиян с детьми до 14 лет отдают предпочтение отечественной анимации, а 99% больше доверяют российским телеканалам.
По ее словам, это говорит о наличии «огромного» запроса на отечественную продукцию. При этом она добавила, что на сегодняшний день в стране практически отсутствует подростковый контент.
«Среди радиостанций вообще существует одна тематическая, контент которой посвящен детям. Что касается киноиндустрии и мультипликации, в последнее время родители часто выбирают поход в кино как формат регулярного совместного досуга с ребенком», — отметила Кузнецова.
Директор по контенту Rambler Group Софья Квашилава предоставила «Газете.Ru» документ, в котором излагается позиция группы компаний в отношении ситуации с детским контентом. В частности, там говорится о необходимости создать «отдельную программу по формированию предложения по запросу» аудитории сегодняшних 12-летних, которые станут совершеннолетними в 2025 году.
«Борьба за тех, кому сейчас 12-15 лет, — единственный шанс получить осознанное, информированное и сформированное поколение будущего. Необходимо начать процесс формирования их зрительского мировоззрения и определить и запустить механизмы производства контента во всех визуальных и драматических направлениях искусств. Во всех направлениях необходимо создание принципиально новых форматов, отличных от существующих сегодня по содержательному построению, а также по принципам выбора форм и языка диалога с потенциальными зрителями», — полагает Квашилава.
Кроме того, директор по контенту Rambler Group указала на отсутствие телевизионных программ, рассчитанных на эту возрастную категорию. Если молодежь не приучить снова «получать информацию «из телевизора», существует опасность безвозвратно потерять связь с этой аудиторией, считает она: «Новости, ток-шоу и даже развлекательные форматы не вызывают ни интереса, ни — самое главное — доверия. И как следствие — активная, молодежная аудитория, оставшись без предложений, с головой уходит в социальные сети».
На взгляд Квашилава, выходом из этой ситуации станет аккуратное и последовательное создание «полностью оригинального, аутентичного контента». В области кино нужно перейти от «ориентира на точечную аудиторию» к стимуляции индустрии, нацеленной на весь возрастной сегмент в целом, уверена она.
Для формирования нового детского и подросткового культурного пространства представительница Rambler Group считает необходимым создание консультационного совета по анализу и отбору продукта. Его членами при этом должны стать «люди, профессионально понимающие интересы детской возрастной аудитории». Также Квашилава предложила выработать программы по базовому анализу планируемого к созданию кино- и видеопродукта.
Еще одним шагом к достижению озвученных задач она назвала создание курсов по подготовке режиссеров детского кино, а также курсов по подготовке сценарных групп, специализирующихся на написании детских литературных сценариев и переработке кино- и сериальных сценариев в литературные произведения.
Кроме того, директор по контенту Rambler Group предложила создать систему детских киноклубов с залами на 60-100 человек. На ее взгляд, это должны быть «общие киноигровые комплексы с единой интернет-раздачей «ключей» показа сеансов и сформированной ценой на билеты гораздо ниже средней цены в киносетях». В то же время, по словам Квашилава, интернет-пользователей подросткового возраста могут заинтересовать стриминговые сервисы с рассчитанным на них каталогом, а также участие в производстве фильмов путем онлайн-голосования.
Представитель Rambler Group подчеркнула, что на сегодняшний день производится много контента для детей до семи лет, чуть меньше делается для школьников до десяти лет, но сегмент для лиц от десяти до 18 пустует.
«Дальше мы теряем наше подрастающее поколение и потом пытаемся поймать их в 16-18-25 лет, когда они уже сформировались в другой среде в другом формате. Они говорят на другом языке, у них другие герои и другая скорость восприятия продукта. До тех пор, пока мы не научимся говорить с ними их языком, давать им то, что они ждут, в той среде, где им это удобно, все наши попытки создать, показать, открыть для них новый позитивный и правильный контент, обречены на провал. Наша задача переформатировать себя, чтобы они нас слышали», — заключила Квашилава.