Жанель Монэ — «Dirty Computer»
Спустя восемь лет после дебютного «The ArchAndroid» и «The Electric Lady» (2013), прошедших почти незамеченными для публики, американской певице Жанель Монэ все же удалось забраться на Олимп и произвести настоящий фурор на современной поп-сцене. В апреле этого года вышел ее третий, и, пожалуй, самый «прорывной» релиз за всю карьеру под названием «Dirty Computer».
<1>
Что касается жанрового своеобразия, то Монэ удается изящно балансировать на стыке соула, ар-н-би, фанка и хип-хопа (а рэп она читает не хуже, чем поет). Внушает доверие и список приглашенных гостей: в записи приняли участие Стиви Уандер, Брайан Уилсон из The Beach Boys, Фаррелл Уильямс, Граймс и Зои Кравиц, а легендарный Принс (!) написал синтезаторную партию для сингла «Make Me Feel». С таким трофеем у шестикратной номинантки «Грэмми» есть все шансы заполучить заветную статуэтку.
Мицки — «Be the Cowboy»
Американская певица японского происхождения и любимица Игги Попа Мицки Мияваки продолжает захватывать современную инди-рок сцену. В 2018-м она выпустила пятый студийный альбом «Be the Cowboy», ставший одним из самых обсуждаемых релизов года.
<2>
Мицки — тот самый случай, когда хрупкий и нежный голос вокалистки не создает противоречий, а наоборот, чувствует себя свободно в объятьях местами грубых гитарных риффов. На этот раз артистка полностью погрузилась в поп-звучание (и даже диско), построенное вокруг синтезаторов, а не гитар. По сравнению с не менее успешным «Puberty 2» (2016), трибьютом вечной юности и неопределенности, новая пластинка вышла куда более эмоциональной и лиричной. В ней певица рассказывает об одиночестве, разбитом сердце и посттравматических отношениях — и каким-то чудным образом остается человечной.
Blood Orange — «Negro Swan»
С момента выхода «Freetown Sound» в 2016 году британский музыкант Девонте Хайнс, выступающий под псевдонимом Blood Orange, с головой ушел в продюсирование (сотрудничал с HAIM и Blondie), параллельно с этим работая над новой пластинкой.
<3>
«Negro Swan» — самый лаконичный и выдержанный альбом Дева, гармоничное движение в сторону осмысленного соула и одновременно сильное высказывание. По словам артиста, релиз стал связующим звеном между «Cupid Deluxe» и «Freetown»; в нем автор обращается к собственному детству, травле в школе, проблемам расизма и квир-сообщества. Жанровая эстетика альбома выходит за рамки привычного соула: Дев успешно сочетает фанк 80-х с колоритным хип-хопом в исполнении A$AP Rocky («Chewing Gum»), а местами звучит как культовые ритм-н-блюз артисты, вроде Рика Джеймса и Марвина Гэя.
Дин Блант — «Soul On Fire»
Один из самых самобытных музыкантов современной авангардной сцены и ее главный мистификатор британец Дин Блант в этом году прервал четырехлетнее молчание и выпустил пластинку «Soul On Fire».
<4>
После мрачного лонгплея «Black Metal» (2014) он продолжает бороться с собственными демонами, но уже весьма лаконичным способ — с помощью 10 треков продолжительностью не более 17 минут. Сборник из запутанных, разрозненных и местами сыроватых композиций — все то, за что так любят и одновременно ненавидят Бланта. «Я даже не стараюсь», — произносит артист в одной из песен в свойственной ему расслабленной манере. Если после прослушивания у вас осталось ощущение недосказанности, поздравляем, значит, вы все сделали правильно!
Ив Тюмор — «Safe in the Hands of Love»
После выхода «When Man Fails You» и «Serpent» в 2016 году критики прозвали Ива Тюмора новым Дином Блантом и Джеймсом Ферраро. В этот раз восходящая звезда экспериментальной независимой сцены решительно доказывает обратное, выдав что-то неожиданное даже для самого себя.
<5>
Третья пластинка «Safe in the Hands of Love» звучит куда разнообразнее в отличие от двух предыдущих: в песне «All the Love We Have Now» музыкант миксует поп и диско, а в «Lifetime» превращается в настоящую рок-звезду и не стесняется перегружать сингл ударными. Новый Тюмор — попытка найти гармонию в шуме и компромисс между экспериментальной и поп-составляющей. В итоге получилась самая что ни на есть горючая смесь из беспощадного «нойза», сквозь который прорывается гипнотический вокал Ива.
Kids see ghosts — «Kids see ghosts»
В 2018-м Канье Уэст и Кид Кади наконец-то забыли обо всех разногласиях и выдали самую настоящую бомбу — совместную пластинку «Kids see ghosts», о которой поклонники могли лишь только мечтать.
<6>
Продолжая традицию легендарного «808s & Heartbreak», Канье не перестает экспериментировать со звуком: например, в треке «Feel the Love» вместо традиционного куплета он имитирует стрельбу из автомата с помощью аддлибов или делает из рождественской песни 30-х настоящий бенгер, использовав композицию в качестве сэмпла к «4th Dimension». Но главная ценность альбома заключается в другом. Релиз стал знаковым не только для рэп-тандема в целом, но и для каждого музыканта по отдельности. «Я чувствую себя свободным», — произносит Уэст в одной из строчек. Свободным от общественного мнения, затянувшейся депрессии и собственных призраков.
Death Grips — «Year of the Snitch»
Еще после выхода дебютного «The Money Store» в 2012-м, получившего хвалебные отзывы от критиков, казалось, что музыканты из Death Grips готовы разрушать все на своем пути. Новая пластинка «Year of the Snitch» не является исключением.
<7>
Коллектив продолжает гнуть свою линию, и создается впечатление, что им плевать на современные музыкальные тенденции. 37-минутная психоделия, местами перетекающая в беспощадный хардкор, перегруженная звуком и агрессивным вокалом Стефана Бернетта, точно не укладывается ни в один из возможных жанров (вот почему называть их хип-хоп исполнителями язык не поворачивается). «Кибер-нойз-панк-рэп», — такое название дало группе издание Rolling Stones, и это пока самое лучшее описание.
Саба — «Care for me»
Открытие года и один из самых ярких представителей хип-хоп сцены — 24-летний рэпер из Чикаго Тадж Малик Чендлер, выступающий под псевдонимом Саба, в 2018-м прыгнул выше головы. По сравнению с предыдущим релизом «Bucket List Project» пластинка получилась более мрачной, и это неудивительно: «Care for me» — первая работа Сабы после смерти его двоюродного брата. В ней артист рефлексирует на темы одиночества, непонимания и собственного творчества. А, как известно, превратить внутреннюю боль в искусство могут только настоящие художники.
<8>
Луна — «Заколдованные сны»
Украинская певица Кристина Бардаш, выступающая под псевдонимом Луна, выпустила в этом году, пожалуй, лучший русскоязычный поп-альбом — вторую часть дилогии «Остров свободы» под названием «Заколдованные сны».
<9>
Слегка наивная лирика в сочетании с воздушным голосом Луны и космическими клавишами Андрея Латика погружают слушателя в колдовской сон. Сама артистка описала пластинку как историю любви, состоящую из 11 композиций. В ней исполнительница продолжает эксплуатировать наследие прошлых десятилетий, например, в песне «Спящая красавица» отсылает к творчеству легендарной группы «Кино». «Мой папа — огонь, моя мама — река», — поет Луна. И как тут не поверишь?
Робин — «Honey»
В октября это года шведская певица Робин представила долгожданную (первую за восемь лет!) сольную пластинку «Honey», в которой в очередной раз доказала: электронной поп-сцене ее действительно не хватало.
<10>
Глубокая, чувственная, трогательная и вместе с тем заставляющая пуститься в пляс музыка — своего рода способ исцеления для самой артистки, для которой создание альбома пришлось не на самый простой период в жизни. Робин искусно выводит личную драму на танцпол и рассказывает историю, в которой на каждое разбитое сердце в конечном счете находится искупление.