Супергерой от народа: в чем успех нового «Человека-паука»

В чем успех мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

Кадр из фильма «Человек-паук: Через вселенные» (2018) Marvel Entertainment
Новый мультфильм «Человек-паук: Через вселенные», вышедший в прокат на минувшей неделе, всего за несколько дней отбил более половины производственного бюджета, впечатлил критиков и привел в восторг фанатов. «Газета.Ru» рассказывает, почему «Через вселенные» — лучшая экранизация комиксов уходящего года.

На минувший неделе в кинотеатрах стартовал мультфильм «Человек-паук: Через вселенные» («Spider-Man: Into the Spider-Verse»), очередная экранизация комиксов Marvel про одного из самых популярных супергероев в мире. Проект был создан режиссерами Бобом Персичетти, Питером Рэмзи и Родни Ротманом, приложившими руку к «Маленькому принцу», «Хранителям снов» и сиквелу «Мачо и ботана» соответственно.

В преддверии премьеры анимационной ленты, бюджет которой составил $90 млн, эксперты разошлись во мнении относительно грядущего выступления «Человека-паука» в прокате. Естественно, никто не сомневался, что свою аудиторию (причем немалую) картина в любом случае найдет — все-таки слишком уж много у Питера Паркера верных и лояльных поклонников. Вполне резонные опасения критиков при этом были связаны с экспериментальной рисовкой и жесткой конкуренцией со стороны других блокбастеров-новичков, включая «Аквамена», «Бамблби», «Хроники хищных городов», «Гринча» и рождественскую версию «Дэдпула», каждый из которых грозился отобрать у детища Columbia Pictures как минимум пару-тройку миллионов.

И все же мультик сдюжил: в США (где, справедливости ради, еще не стартовали ни «Аквамен», ни спин-офф «Трансформеров») «Человек-паук» в свой дебютный уикенд собрал $35,4 млн, благодаря чему возглавил бокс-офис, тогда как в России (из вышеуказанных фильмов у нас пока что не показывают лишь «Дэдпула») заработал 154 млн рублей, уступив лишь кинокомиксу DC и желтому автоботу.

Мерить успех «Паука» одними лишь сборами, впрочем, достаточно странно. Если выручку проекта (по крайней мере, пока что) нельзя назвать грандиозной, то в имиджевом плане новый «Человек-паук» стал для создателей настоящим чудом, — искренний восторг фанатов и отзывы критиков говорят сами за себя. Не обходится мультфильм и без кинонаград. Картина, в частности, победила в номинации «Лучший анимационный фильм» на премиях нью-йоркского, лос-анджелесского и чикагского объединений кинокритиков, а также имеет все шансы взять в данной категории на «Золотой глобус» и «Оскар».

Страшно представить, но детище Персичетти, Рэмзи и Ротмана, возможно, является не просто лучшим мультфильмом, но и лучшей супергеройской лентой 2018 года. Года, в течение которого в прокат вышли два мегахита за авторством Marvel Studios — обласканная американскими премиями «Черная пантера», откровенно слабая в художественном плане работа, максимально топорно говорящая об актуальных для США темах (расизм, Дональд Трамп, мигранты), и третья часть «Мстителей», собравшая под своими сводами грандиозный состав голливудских звезд, но, кажется, немного переборщившая с «сериальностью» блокбастера.

Так в чем главное отличие «Через вселенные» от экранизаций Disney? Все очень просто — в «Человеке-пауке» есть душа. Его даже при огромном желании нельзя назвать «пластмассовым», чего не скажешь о франшизе Marvel Studios, буквально штампующей супергеройские боевики один за другим, которые стабильно выходят очень качественным и зрелищными, но оригинальными — почти никогда.

Визуальная составляющая в мультфильме — просто шедевр. Нетипичная рисовка, временами превращающая в печатный комикс происходящее на экране, может чуть смущать на протяжении первых двух-трех минут, однако затем — когда глаза уже более-менее привыкли к анимации — начинает казаться, что иначе и быть не должно, настолько талантливо и свежо все это выглядит.

Не сильно отстает от графики (в данном случае это огромный комплимент) и сюжет ленты, включающий в себя сразу семь (!) супергероев-пауков. Несмотря на обилие персонажей, запутаться в повествовании будет сложно даже тем зрителям, которые ни разу в жизни не слышали о Паркере и прочих Зеленых Гоблинах. В свою очередь фанаты франшизы найдут в мультике множество прекрасных отсылок — что любопытно, далеко не все из них касаются сугубо вселенной Спайдермена. Отличный вневозрастной юмор лишь усиливает удовольствие от просмотра.

Отдельно стоит отметить аудиоряд. Как и в «Черной пантере», он практически полностью состоит из хип-хопа и ар-н-би, идеально дополняя как сцены с экшеном, так и без него.

Главная мысль фильма заключена в одной вроде бы банальной, но на деле очень верной фразе, вставленной после титров, — супергероем может быть каждый из нас, для этого вовсе не обязательно иметь какие-то фантастические способности, нужно лишь совершить «прыжок веры», не испугавшись творить благие и великие дела.

Забавно, но для Columbia Pictures (и Sony, ее материнской компании) «Человек-паук: Через вселенные» стал этим самым «прыжком веры». За последние десять лет студия закрыла уже две спайдерменовские серии, временно отдала права на экранизацию комиксов о супергерое Marvel Studios и, наконец, решилась на смелый эксперимент, наняв талантливых людей со вкусом и, главное, позволив им творить, отойдя от надоевших стандартов жанра. Попытка вполне могла обернуться тотальным провалом, но в реальности все случилось иначе. И от этого, кажется, выиграют вообще все.