Бэнкси против всех: как уничтожают работы гения стрит-арта

Как и почему уничтожаются работы Бэнкси

Phil Noble/Reuters
В октябре на аукционе «Сотбис» произошел беспрецедентный случай: картина «Девочка с шаром» британского уличного художника Бэнкси самоуничтожилась после того, как была продана за $1,4 млн. Акт самоуничтожения тут же посчитали акцией протеста против коммерциализации искусства. «Газета.Ru» рассказывает о наиболее ярких случаях столкновения художника с властями и истеблишментом.

«Похоже, нас только что «отбэнксили»

Новость о том, что картина Бэнкси «Девочка с шаром» оказалась разрезанной на мелкие ленточки, после того, как ушла с финального молотка, тут же вызвала резонанс в мире искусства.

«Похоже, нас только что «отбэнксили», — заявил глава отделения современного искусства «Сотбис» Алекс Бранзик после инцидента. Он рассказал, что ранее аукционный дом не сталкивался с подобной ситуацией: «Теперь это является частью художественной работы. Мы никогда не сталкивались с подобной ситуацией в прошлом <...> Бэнкси, возможно, величайший британский уличный художник, и сегодня вечером мы стали свидетелями его гениальности».

На следующей день Бэнкси опубликовал в своем инстаграме видео про уничтожение картины. Оказалось, что несколько лет назад художник тайно встроил внутрь рамы «Девочки с шаром» шредер, — на случай, если работу выставят на аукцион.

«Стремление к разрушению — это тоже творческое стремление», — этой строчкой Бэнкси сопроводил пост к видео. Цитата, приписанная художнику Пабло Пикассо, на самом деле принадлежит русскому философу Михаилу Бакунину.

По словам британского арт-дилера Оффера Уотермана, то, что случилось с изображением «Девочки с шаром», является блестящим пиар-ходом.

«Стоимость работы вырастет не столько благодаря предмету искусства самому по себе, сколько благодаря связанному с ним концептуальному событию», — рассказал Уотерман в интервью The New York Times.

Экспонат с аукциона — один из 600 неподписанных принтов «Девочки с шаром». Как сообщили искусствоведы компании MyArtBroker, после инцидента они получили множество запросов от владельцев принтов картины о том, стоит ли им поступать со своей копией так же, как и Бэнкси.

Один из владельцев принта, чье имя не раскрывается, попытался повторить перфоманс Бэнкси и также разрезал картину. Коллекционер определил стоимость испорченной копии в £80 тыс., хотя цена неподписанных принтов «Девочки с шаром» обычно оценивается в 40 тыс. Искусствоведы не допустили лот к продаже, посчитав поступок глупым, и заявили, что новая цена принта составляет всего £1.

«Бэнкси — уникальный случай для мира искусства. Ни один художник не способен захватить сердца и умы публики так, как это делает он. Однако когда Бэнкси совершает что-то абсурдное, как пропускание своей собственной картины через шредер, это, естественно, сильно сказывается на цене. То, что этот человек [один из владельцев копии] сделал сегодня, кажется бесполезным разрушением принта стоимость в £40 тыс. и снижает эту ценность почти до нуля.

Пресс-служба выставки \«Бэнкси: гений или вандал?\»

Мы настоятельно рекомендуем, чтобы никто другой не пытался нажиться на том, о чем история будет судить как о блестящем ходе. В мире существует ограниченное число принтов «Девочки с шаром», сегодня мы потеряли один из них, и это позор», — прокомментировала ситуацию Джои Сайер, соосновательница компании МyArtBroker.

Самоуничтожение «Девочки с шаром» тут же расценили как протест Бэнкси против капиталистической системы арт-рынка — искусствоведов, арт-критиков и других влиятельных персон мира искусства, назначающих баснословные цены за картины, в том числе, и его собственные.

Искусство, у которого нет ценника

В октябре 2013 года Бэнкси отправился в Нью-Йорк, где в рамках своего проекта «Лучше снаружи, чем внутри» («Better Out Than In») ежедневно оставлял на улицах города по одному произведению стрит-арта. Название проекта было вдохновлено цитатой французского импрессиониста Поля Сезанна: «Все картины, нарисованные внутри, в студии, никогда не будут лучше тех, что созданы вне ее».

Одной из первых работ, созданных на улицах Нью-Йорка, была «Улица в игре» («The Street Is in Play»). На ней изображены два мальчика, которые пытаются добраться до баллончика, красующегося на предупреждающем знаке с надписью «Граффити — это преступление».

В интервью изданию Village Voice Бэнкси описал планы своего месячного пребывания в городе.

«Я знаю, что стрит-арт все больше походит на основное направление в искусстве, нацеленное на продажу, поэтому мне захотелось создать искусство, у которого нет [и не может быть] ценника», — сказал он.

В рамках проекта Бэнкси также провел акцию в Центральном парке, где продавались авторские копии его работ по $60 за штуку. Бэнкси пытался подчеркнуть доступность и дешевизну своих произведений, однако не распродал их и к концу дня. Покупатели не поверили, что работы популярного во всем мире художника могут стоить так дешево.

Пресс-служба выставки \«Бэнкси: гений или вандал?\»

«Как только ты получаешь прибыль от изображения, которое ты оставил на улицах города, оно волшебным образом превращается в рекламный объект. Когда граффити не считается преступлением, оно теряет всю свою суть», — поделился Бэнкси.

Бэнкси VS политики

Работы Бэнкси часто рассматривают в контексте политического и антивоенного высказывания. В 2015 году художник создал граффити на стене лагеря беженцев во французском Кале, изобразив одного из основателей Apple Стива Джобса в образе мигранта из Сирии.

banksy.co.uk

«Нас часто убеждают в том, что миграция — это ущерб для принимающей страны, но Стив Джобс был сыном сирийских мигрантов.

Apple — компания с самым большим доходом в мире, ежегодно она платит семь миллиардов долларов налогов. И все это благодаря тому, что страна приняла к себе молодого сирийца из Хомса», — заявил Бэнкси.

В октябре 2015 году художник передал строительные материалы своей разобранной выставки «Dismaland» (проект представлял из себя «депрессивную» пародию на Диснейленд) французским лагерям мигрантов и направил во Францию бригаду рабочих, которая помогла построить приюты для беженцев с Ближнего Востока.

dismaland.co.uk

Художник или вандал?

Несмотря на огромную популярность Бэнкси во всем мире, вопрос о том, насколько законно его искусство, часто вызывает споры между художником и городскими властями. Произведения, размещенные на городских постройках, значительно увеличивают стоимость недвижимости, поэтому их порча квалифицируется как вандализм.

Пресс-служба выставки \«Бэнкси: гений или вандал?\»

В 2007 году Бэнкси создал граффити «Единая нация под наблюдением» («One Nation Under CCTV») на стене почтового здания Лондона. На ней был изображен ребенок в красной толстовке, который закрашивает надпись на стене, в то время как за ним наблюдает полицейский. Через год суд приказал уничтожить работу «независимо от репутации ее создателя».

Это не единственный случай конфликта художника и властей. Большинство работ Бэнкси, созданных в рамках проекта «Лучше снаружи, чем внутри» в 2011 году в Нью-Йорке, также были уничтожены. Часть из них была испорчена другими уличными художниками.

Пресс-служба выставки \«Бэнкси: гений или вандал?\»

В 2014 году чиновники сочли оскорбительной одну из работ художника и обвинили его в расизме. Речь идет о граффити, на котором были изображены пять серых голубей, держащих в крыльях таблички с надписями «Мигрантам здесь не место», «Возвращайтесь в Африку» и «Держитесь подальше от наших червяков» по отношению к маленькой яркой птице зеленого цвета.

Изображение появилось в городе накануне выборов в местных парламент. По мнению муниципалитета, граффити являлся намеком на одного из участников выборов, выступавшего за ужесточение миграционного контроля, писала газета The Guardian.

banksy.co.uk

Однако городским властям вряд ли удастся предъявить обвинение художнику, ведь никто точно не знает, кем является Бэнкси. В 2016 году специалисты Лондонского университета попытались определить личность художника с помощью метода профилирования. По последним данным, под псевдонимом Бэнкси может скрываться выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем. Кроме того, весьма популярно мнение, что за личностью легенды стрит-арта скрывается участник культового трип-хоп-коллектива Massive Attack Роберт дель Найя, — новые работы Бэнкси часто появляются как раз в тех городах, где выступает группа.

Город VS Бэнкси

Работы Бэнкси часто уничтожали не только по распоряжению городских властей, но и в результате общественного непонимания. Он работает как анонимный художник и не подписывает свои произведения, поэтому трудно определить, какой автор скрывается за тем или иным граффити.

В 2011 году одна из ранних работ Бэнкси «Горилла в розовой маске» («Gorilla in a Pink Mask»), созданная на стене мусульманского культурного центра, была закрашена во время ремонта постройки. После того, как представитель центра узнал о том, что работа принадлежала известному художнику, он пообещал помочь восстановить рисунок.

В 2016 году в австралийском Мельбурне знаменитое граффити с крысами было уничтожено в связи со строительными работами. До этого работа не раз попадала под руку горожан: в 2010 году крыс Бэнкси смыли во время уборки, в 2012-м — разрушили строители, а в 2013-м — вовсе закрасили.

Помимо этого, произведения художника нередко страдают и от рук обычных граждан, — более того, это касается не только оригиналов, размещенных в городской среде, но и копий, выставляемых в галереях. По словам организатора проходящей в Петербурге выставки «Бэнкси: гений или выдал?» Александра Начкебия, посетители нередко пытаются оставить тэги на стенах экспозиции.

«Однажды на выставку пришел человек с билетом, который он нарисовал сам, кроме того, с ним была большая компания с аналогичными контрамарками. Автора идеи мы пропустили по его нарисованному билету, оценив его чувство юмора, а остальные пошли в кассу за настоящими билетами», — рассказал «Газете.Ru» Начкебия.

Пресс-служба выставки \«Бэнкси: гений или вандал?\»

Он отметил, что в большом потоке желающих попасть на выставку «всегда найдется тот, кто захочет оставить о себе «след», тем более сама история Бэнкси в каком-то смысле к этому подталкивает».

Бэнкси — один из самых популярных современных художников, работающих в жанре стрит-арт. Отмеченные юмором, сатирой и политическими высказываниями, его работы стали вирусными в интернете. Фирменным стилем Бэнкси считается использование трафаретов, в первую очередь, из-за необходимости быстро завершить работу, чтобы не попасться полиции.

Картина «Девочка с воздушным шаром» впервые появилась на стене типографии в лондонском районе Шордич в 2002 году, а в 2017-м в ходе голосования работа была признана самым любимым произведением искусства среди британцев.