С 29 августа по 8 сентября в Италии пройдет 75-й Венецианский международный кинофестиваль, старейший в своем роде — впервые он был организован еще в 30-е годы прошлого века по инициативе диктатора Бенито Муссолини. В этом году по случаю юбилея программа фестиваля особенно насыщена: тут есть и большие премьеры с громкими именами, и авторское кино от признанных мастеров, и яркие дебюты, поражающие оригинальностью.
Откроется мероприятие новой работой режиссера «Ла-Ла-Ленда» и «Одержимости» Дэмьена Шазелла — биографической драмой «Человек на Луне», рассказывающей об астронавте Ниле Армстронге и его великом достижении.
Картина, главную роль в которой исполнил сам Райан Гослинг, что важно, заявлена для участия в главном конкурсе (всего там 21 лента), где ее судьбу среди прочих определит Гильермо дель Торо, возглавивший жюри фестиваля.
Естественно, был знаменитый режиссер на биеннале и в минувшем году, правда, в несколько ином качестве — в прошлый раз он представлял в Венеции свою фантастическую мелодраму «Форма воды» и даже взял с ней «Золотого льва» (а затем еще и победил на «Оскаре»).
«Быть председателем жюри в Венеции является невероятной честью и ответственностью, которую я принимаю с уважением и благодарностью, — признался сам кинематографист. — Венецианский кинофестиваль — это окно в мировое кино, возможность для того, чтобы отметить его силу и культурную значимость».
Помимо «Человека на Луне», в основном конкурсе фестиваля также примут участие «Баллада Бастера Скраггса» за авторством братьев Коэн (вестерн с Лиамом Нисоном — первый фильм режиссеров, снятый на цифровую камеру), «Братья Систерс» от трехкратного лауреата Канн Жака Одиара (удивительно, но тоже вестерн; в ролях Джейк Джилленхол и Хоакин Феникс), «Голос люкс», всего вторая режиссерская работа актера Брэйди Корбета (музыкальная драма с Натали Портман о духе последних десятилетий), «Суспирия» Луки Гуаданьино (ремейк итальянского хоррора 70-х годов, главные роли в котором исполнили звезда «50 оттенков серого» Дакота Джонсон и оскароносная Тильда Суинтон), «Рома» Альфонсо Куарона (драма о тяжелой жизни среднего класса в Мексике 1970-х) и «Соловей» ученицы Ларса фон Триера Дженнифер Кент (готический триллер про месть ирландской заключенной в антураже тасманской пустыни 19-го века).
Все тот же дель Торо, узнав об участниках основного конкурса, поразился нехваткой женщин-режиссеров — собственно, уже упомянутая Кент там пребывает в полном одиночестве.
«Нужна четкая цель — чтобы к 2020 году соотношение женщин и мужчин в конкурсе было 50/50. Еще лучше, если это получится к 2019 году, — сказал он. — Это настоящая проблема нашей культуры в целом. Многие голоса, которые должны быть услышаны, нуждаются в том, чтобы быть услышанными».
Во включающую в себя 19 фильмов программу «Горизонты» (новые тенденции в кинематографе и особая творческая оригинальность) в этом году входит представитель России. Картина режиссеров Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» как минимум поражает задумкой — историю о простом русском трактористе, решающем сменить пол в качестве последнего протеста онкологическому заболеванию, назвать тривиальной невозможно даже при большом желании. В качестве справки: ранее они писали сценарии для франшизы «Гоголь» и «Салюта-7», а также создали нашумевшую ленту «Интимные места».
Богатой на любопытное кино будет и внеконкурсная программа. Особо здесь выделяются документальные фильмы российского режиссера Виктора Косаковского «Акварела» и его украинского коллеги Сергея Лозницы «Процесс» — расскажут они соответственно о воде и первых публичных сталинских процессах. Нельзя не отметить и внеконкурсную работу Эмира Кустурицы: на предстоящем фестивале знаменитый сербский кинематографист представит документалку «Эль Пепе: Верховная жизнь» про жизнь знаменитого уругвайского политика Хосе Мухики.
Уж точно не останутся без внимания и мюзикл «Звезда родилась» (режиссерский дебют актера Брэдли Купера, по случаю которого он собрал в одном проекте «отряд самоубийц» в лице Леди Гаги, Сэма Эллиотта и Дэйва Шаппелла), а также триллер «Закатать в асфальт» с Мэлом Гибсоном и Винсом Воном.
В ретроспективной части биеннале особо примечательной выглядит «Другая сторона ветра», последняя полнометражная работа легендарного Орсона Уэллса, воссозданная при поддержке Netflix, — не будь у проекта проблем с финансированием, картина оказалась бы в прокате еще 30 лет назад.