Скажи Вавилону «нет»: как язык стал оружием стриминг-платформ

Как стриминговые сервисы захватывают мир

Анна Константинова
Depositphotos
Стриминговые гиганты стараются увеличить охват аудитории по всему миру, поэтому запускают все больше проектов не на английском языке, — чтобы представлять интерес для населения других стран, компании заказывают контент за рубежом и сотрудничают с местными актерами и кинематографистами. «Газета.Ru» рассказывает о том, как Netflix, Amazon, Hulu и другие платформы начинают разговаривать с каждым зрителем на его языке — и завоевывают планету.

Европа

В области масштабов производства контента на других языках в последние годы практически единолично лидирует Netflix, который занимается этим уже три года. В 2016-м одним из первых таких проектов стал французский сериал «Марсель» Дэна Франка с Жераром Депардье в главной роли — о мэре, соответственно, Марселя, который занимает этот пост на протяжении почти 20 лет и вынужден бороться за свою должность с новым опасным соперником. Всего вышло два сезона по восемь серий, но на этом сериал был закрыт из-за низких рейтингов и негативных оценок критиков.

Куда больший успех среди неанглоязычных работ сервиса возымел испанский криминально-драматический сериал «Бумажный дом», вышедший в 2017 году.

Это история о преступниках, осмелившихся на ограбление Королевского монетного двора Испании. Создатель сериала Алекс Пина заключил эксклюзивный контракт со стриминговым гигантом — теперь он будет режиссировать новые проекты исключительно для Netflix.

В прошлом году в репертуаре сервиса появилась испанская историческая драма «Телефонистки», в которой рассказывается о жизни четырех женщин, работающих (как нетрудно догадаться) телефонистками. Сериал срежиссировали Давид Пинильос и Карлос Седес — их работу высоко оценила и пресса, и пользователи платформы, поэтому в начале сентября должен выйти уже третий сезон.

Весьма популярным стало немецкое шоу Netflix «Тьма», вышедшее в конце того же года, — причем здесь речь идет уже о мировом успехе.

<1>

Сериал повествует о четырех семьях, которые спокойно живут в небольшом немецком городке. Внезапно двое детей бесследно пропадают, и их исчезновение обнажает мрачные тайны прошлого. Уже через 20 дней после премьеры Netflix объявил о продлении сериала на второй сезон.

Первым оригинальным итальянским шоу в репертуаре сервиса стал криминальный боевик «Субура» (также 2017 года), сюжет которого рассказывает о трех юношах, чья жажда денег и власти приводит их к жестокой борьбе за территорию в одном из старейших районов Рима. Шоу сняли итальянские режиссеры Джузеппе Капотонди и Андреа Молайоли. «Субура» также получилась крайне удачной — 6 октября должен состояться релиз второго сезона.

<2>

Американская телекомпания HBO, которая планирует развивать деятельность в области стриминга и входит в состав купленной AT&T корпорации Warner Media, тоже давно обратила внимание на зарубежные рынки — ее первое оригинальное шоу на испанском вышло еще в далеком 2004 году.

Из запланированных на ближайшее время любопытным смотрится итальянский восьмисерийный сериал «Мой бриллиантовый друг» по мотивам романа Элены Ферранте «Моя гениальная подруга». Режиссером шоу выступит Саверио Костанцо. Сюжет расскажет о двух подругах, Лиле и Лене, которые жили в 50-е годы в одном из бедных и опасных районов Неаполя, и о том, как события их жизни отразились на судьбе квартала, города и всей страны.

На сегодняшний день в репертуаре HBO есть довольно много европейских проектов — в их числе хорватские, венгерские, польские, чешские и румынские шоу. Компания приобрела лицензии на производство собственных адаптаций семи «чужих» сериалов и сняла два оригинальных шоу на румынском и чешском.

Канал выпустил целых три сериала на основе одной израильской драмы «В лечении»: польская версия называется «Без секретов», а венгерская и чешская получили название «Терапия». По сюжету норвежского боевика «Богатство» был снят чешский сериал «Мамон» и польский «Пак», а на основе австралийского шоу «Мелкий гангстер» HBO сделал румынский триллер «Тени». Также канал снял венгерский сериал «Социальная игра», румынский «Останься со мной» и чешский «Вверх тормашками» — все по мотивам французской картины «Давай поцелуемся».

Из полностью оригинальных шоу HBO крайне популярной стала чешская драма «Пустошь», в которой рассказывается о мэре небольшого захолустного городка, которая вынуждена разбираться с напряжением между теми, кто хочет сохранить традиционный уклад жизни, и людьми, которые не видят своего будущего в этих землях. Дело приобретает куда более интересный оборот, когда исчезает родная дочь мэра.

<3>

Шоу снял Иван Захариас, который сейчас собирается режиссировать для канала новый мини-сериал «Забвение». Подробности сюжета пока не разглашаются — известно лишь, что он будет о Чехии конца 80-х годов.

Также завоевал популярность румынский мини-сериал «Тихая долина», вышедший в 2016 году по заказу HBO, — история о двух подростках, которые невольно становятся свидетелями жестокого убийства.

Еще в 2016 году на HBO вышла итало-испано-французская драма «Молодой Папа» с Джудом Лоу и Дайан Китон. Герои в ней говорят на английском, итальянском и испанском, так что формально его тоже можно отнести к «foreign language content». Сериал повествует о новоизбранном понтифике Пие XIII Ленни Белардо — непредсказуемом и эксцентричном 47-летнем американце, вокруг которого начинают плести интриги кардиналы из противоборствующих кланов.

<4>

В данный момент ведется работа над продолжением, которое получило название «Новый Папа», — съемки должны стартовать в конце 2018 года в Италии. Режиссером по-прежнему останется Паоло Соррентино, снявший оскароносную «Великую красоту», завоевавшего приз каннского жюри «Изумительного» и потрясающую «Молодость». Известно, что к актерскому составу присоединится Джон Малкович.

Недавно подразделение HBO, работающее на скандинавские страны и Финляндию, занялось производством своего первого оригинального сериала «Йёста». Это будет восьмисерийная драма о 28-летнем детском психологе, который переезжает в небольшой городок, — он хочет быть самым добрым человеком на свете и помогать всем, кого встречает (что, впрочем, не всегда приводит к удачным результатам). Шоу снимет шведский режиссер Лукас Мудиссон. Премьера должна состояться осенью 2019 года.

Планы на конкурентную борьбу, очевидно, есть и у Hulu, который доступен пока что только в Америке и Японии. Компания тоже занялась производством оригинального контента не на английском языке и заключила сделку с французской кинокомпанией StudioCanal, в рамках которой планируется выпустить несколько драм (правда, никаких подробностей пока не сообщается).

Также сервис приобрел права на показ известных иностранных сериалов: криминального испанского детектива «Гранд-отель», шведского триллера «Валландер» и израильского шоу «Военнопленные».

Южная Америка

Netflix не оставил без внимания и Южную Америку — компания активно вкладывается в производство бразильских и мексиканских сериалов.

Одним из успешных проектов стал бразильский телесериал «3%», снятый Педро Агилерой. Это триллер-антиутопия о будущем, где мир поделен на две части: прогресс и достаток на Побережье и нищета на Материке. Большая часть населения живет бедно, но каждому человеку раз в жизни дается шанс попасть на Побережье, однако только трем процентам это удается сделать. Пока что отснято уже два сезона.

<5>

В 2015-м Netflix выпустил комедию «Клуб воронов», события которой разворачиваются в мексиканском городке Нуэво, где после смерти владельца одного известного футбольного клуба начинается борьба за его наследство. Всего вышло три сезона, режиссерами выступили Гари Алазраки и Мариана Ченильо.

В 2017 по заказу Netflix мексиканец Педро Пабло Ибарра снял сериал «Неуправляемая» о супруге главы государства, которая пытается реализовать свои грандиозные планы в период, когда страна переживает упадок. Шоу состоит из двух сезонов.

HBO, в свою очередь, начал заниматься производством контента на испанском и португальском языках еще в 2004 году — на сегодняшний день канал выпустил почти два десятка таких проектов. Телесеть старается повысить количество своих подписчиков в Южной Америке — например, сейчас компания заказала съемки комедии «Испугающие» («Los Espookys»), режиссером сериала станет Фернандо Фриаш. Действия развернутся вокруг нескольких друзей, которые превратили любовь к ужасам в небольшой бизнес. События будут происходить в некой сюрреалистичной версии Мехико. Дата выхода шоу пока неизвестна.

В 2008 году по заказу HBO вышла мексиканская драма «Каппадокия», которая рассказывала о нескольких женщинах, заключенных в экспериментальной тюрьме в Мехико. В течение пяти лет вышло три сезона, после чего шоу было закрыто в 2012 году (при этом у всех стоит стопроцентный рейтинг одобрения на Rotten Tomatoes).

Еще одним мексиканским проектом HBO стало шоу «Сеньор Авила», которое продлилось четыре сезона. В основу сюжета легла история об обычном семьянине, который тщательно пытается скрыть свою криминальную деятельность (ничего не напоминает?).

В 2015 году бразильский режиссер Клаудио Торес снял для канала мини-сериал «Великолепный 70». За его основу были взяты традиции жанра бразильской порнокомедии — порношаншады. Главный герой — 35-летний Висенте — цензор в госучреждении, уставший от однообразной жизни в браке с генеральской дочкой. Однажды ему поручают процензурировать фильм «Студент и проститутка», после чего он влюбляется в актрису Дору Думар и в итоге оказывается в индустрии порно (а потом и вовсе основывает свою порностудию).

В 2016-м HBO выпустил аргентинскую мистическую драму «Бронзовый сад», режиссером которой выступил Пабло Фендрик. В центре сюжета оказывается семейная пара, чья четырехлетняя дочь бесследно исчезает в подземке Буэнос-Айреса. Родители отчаянно ведут поиски — нет ни мотивов, ни улик, ни свидетелей.

<6>

Первым чилийским сериалом в обойме HBO стало шоу «Беглецы», выпущенное в 2011-м и просуществовавшее два сезона. Это напряженная история о провалившейся операции по продаже наркотиков — четверо мужчин попадают в засаду и вынуждены своими силами преодолеть расстояние в две с лишним тысячи километров. При этом они не знают, как выглядят их враги, и не имеют понятия, кому можно доверять.

Ключевым игроком борьбы за испаноязычную аудиторию стал Amazon Prime. Стараясь все больше привлечь внимание латиноамериканских пользователей, сервис начал сотрудничать с крупнейшим производителем контента на испанском языке — телекомпанией Televisa.

Согласно заключенному договору, совместно они выпустят несколько сериалов, основной темой которых станет мультикультурализм. Каждое шоу будет состоять из восьми-десяти серий. Вероятно, Amazon таким образом хочет повторить успех небезызвестного «Нарко» от Netflix, который повествует о жизни известного колумбийского наркобарона Пабло Эскобара. Примечательно, что с нового сезона шоу переедет в Мексику и будет рассказывать уже о местных наркокартелях.

<7>

Некоторое время назад стало известно, что Hulu договорился с принадлежащей NBCUniversal испаноязычной телекомпанией Telemundo об эксклюзивных правах на показ 28 ее сериалов — в частности, хитов «Повелитель небес», «Сеньора Асеро» и «Кто-то смотрит на тебя».

Азия и Восток

Netflix активно захватывает японский рынок и всеми силами спасает жанр аниме от вымирания. В этом году на сервисе вышел мультфильм (да, это мультфильмы) «Человек-дьявол: Плакса» о школьнике, решившем объединиться с демоном ради спасения человечества. Недавно компания также приобрела права на экранизацию известной японской серии ранобэ (короткие романы с иллюстрациями, рассчитанные на подростков. — Прим. «Газеты.Ru») «Мастера меча онлайн», съемки сериала запланированы на 2019 год. Сценарий напишет Лаэта Калогридис, работавшая над «Аватаром» и «Островом проклятых».

В последнее время Netflix заинтересовался потенциальной аудиторией в Индии и запускает все больше проектов со звездами Болливуда. Сейчас на сервис подписано около 520 тысяч жителей этой страны, однако небольшое количество контента на хинди препятствует росту популярности Netflix на местном рынке. Так, в прошлом году компания запустила оригинальный юмористический проект с популярным арабским актером Аделем Карамом.

Одним из самых громко обсуждаемых индийских проектов Netflix стал недавно вышедший сериал «Сакральные игры», созданный совместно с Phantom Films. Действие шоу, снятого по мотивам одноименного романа знаменитого индийского писателя Викрама Чандры, происходит в Мумбаи, погрязшем в преступности. В центре сюжета оказывается честный полицейский, которому предстоит спасти город.

<8>

Кроме того, на август запланирована премьера первого индийского хоррора от Netflix — мини-сериала «Вурдалак», который будет основан на сказаниях и легендах этой страны. В основе сюжета трехсерийного проекта — история заключенного, который прибывает на допрос и после сверхъестественного вмешательства раскрывает самые постыдные секреты тех, кто собирался его допрашивать.

К шоу также приложила руку студия Phantom Films и компания Джейсона Блума Blumhouse, которая отвечает примерно за все выходящие сегодня фильмы ужасов.

Netflix захватывает и восточный рынок — компания собирается выпустить арабский сериал «Джинн». Режиссером выступит Мир-Жан Бу Чааи. Сверхъестественная драма, действие которой будет разворачиваться в городе Петра, расскажет о группе подростков, вынужденной бороться с джинном в облике обычного юноши, грозящим уничтожить весь мир. Релиз первого шестисерийного сезона запланирован на 2019 год.

Hulu в этой области пока хвастаться особо нечем — в 2016 году сервис выпустил свой единственный японский мини-сериал «Возмещение ущерба». Это драма о молодом адвокате, получившем письмо от матери человека, которого обвиняют в убийстве и ограблении. В письме женщина просит встать на сторону ее сына в суде. Главный герой поддается сомнениям, но все же берется за дело.

К чему это приведет

Очевидно, что «foreign language content» — главный способ привлечения аудитории за пределами англоговорящих стран для стриминговых сервисов. Похоже, практика выпуска субтитров на максимально возможном количестве языков (на Netflix почти для всего есть финские, но почти нигде нет русских!) себя не слишком оправдывает: все-таки индийцы, бразильцы и корейцы скорее предпочтут наблюдать за понятными себе героями в понятных себе условиях, нежели разгадывать мотивы говорящих на английском персонажей.

Сейчас в планах у Netflix — выпуск порядка 40 проектов не на английском языке, в том числе на испанском, немецком, португальском, польском, корейском и китайском, и дело на этом вряд ли закончится. К тому же, подобная практика только поспособствует развитию мировой культурной диффузии — и на следующем чемпионате мира жители светлой России будущего, например, уже не будут так поражаться убирающим за собой мусор жителям светлой Японии будущего.