В Парке Горького прошел крупный трехдневный музыкальный фестиваль Park Live, собравший на сцене музыкантов с мировым именем. В этом году опен-эйр получил преимущественно британско-скандинавскую направленность. Всего на фестивале выступили 14 исполнителей, среди которых три российских группы и украинец Иван Дорн.
Несмотря на то, что это уже шестой Park Live в столице, именно нынешний запомнится зрителям на долгие годы, так как стал едва ли не самым богатым на события.
Первый день не предвещал того резонанса, который случился позднее. Из-за того, что пятница — рабочий день, выступление началось в 18.00, а на сцену вышли только три исполнителя. Все трехдневное действо открыл Иван Дорн, что стало правильным шагом организаторов — певец задал нужное настроение всему фестивалю.
Дорн сегодня является одним из лучших музыкантов на всем постсоветском пространстве. Его студийные альбомы отличаются продакшном высочайшего класса, а на лайвах Дорн полностью раскрывается вместе с музыкантами «Дорнабанды». Даже выступающий следом за ним нью-йоркский дуэт Sofi Tukker выглядел на фоне украинца несколько бледно.
Хедлайнер пятницы — известный французский диджей Дэвид Гетта — не предложил посетителям чего-то оригинального (благо хоть флешку не забыл), однако устроил настоящую дискотеку для зрителей и приправил все это красочным визуальным рядом.
Главные события фестиваля начались в субботу. В первой половине дня в Москве стояла невыносимая жара, на которой тяжело было не только зрителям, но и российским музыкантам Tiger Cave и The Hatters. Однако к четырем часам небо затянуло облаками, и вскоре пошел несильный, но продолжительный дождь. Периодически он усиливался, затем снова стихал, но в целом это нисколько не отпугнуло зрителей, и уж тем более исландцев из Kaleo и шведскую певицу Туве Лу, для которых такая погода вполне привычна.
Примерно к девяти вечера дождь и вовсе стал очень мелким, и огромная толпа фанатов хедлайнеров субботы Gorillaz возликовала. Британцы во главе с Деймоном Албарном вышли на сцену под восторженный рев забивших набережную Москвы-реки зрителей.
Лайв получился мощным и красивым. Албарн выглядел на пике своей формы и нисколько не давал заподозрить, что ветерану брит-попа и альтернативы в этом году исполнилось 50 лет. Однако после десяти отыгранных треков произошло событие, которое в один миг сменило настроение публики и самих музыкантов на прямо противоположное.
Во время исполнения хита «El Mañana» дождь усилился, а на первую долю последнего припева над набережной разверзлись небеса и гром ударил непосредственно над толпой, на мгновение заглушив музыку.
Промокший от хлынувшего ливня Албарн допел песню, после чего обратился к зрителям с извинениями, что группа вынуждена прервать концерт, но попросил не расходиться и напел легендарную «Singin' in the Rain». Вскоре на больших экранах появилась надпись, что по техническим причинам Gorillaz были вынуждены прервать выступление, а по прошествии почти часа текст сменился куда более печальным объявлением об отмене концерта из-за опасности для жизни публики и самих музыкантов.
<1>
Погода испортила знаковое событие. Gorillaz приехали в Россию впервые за 20 лет своего существования. И нет ничего удивительного, что эмоции поклонников творчества группы варьировались от горя до гнева. Чуть позже Gorillaz написали в твиттере, насколько расстроены сложившимися обстоятельствами.
Организаторы фестиваля на следующий день принесли извинения за форс-мажор и обнадежили армию фанатов, заявив, что уже начали переговоры с группой насчет сольного концерта в Москве. А такой исход вполне реален, потому что в полноценном концерте Gorillaz заинтересованы все.
Казалось, что уже ничто не может затмить прерванный концерт Gorillaz, но, как выяснилось, с этим были не согласны хедлайнеры воскресенья Massive Attack.
Пожалуй, третий день получился самым интересным и разнообразным — как с музыкальной, так и социальной точки зрения. Открывшие воскресный блок отечественные инди-рокеры Everything Is Made in China прозвучали вполне задорно. Артисты неопределенного жанра (потому что «если артист определил свой жанр, он все [профукал]») Young Fathers из Шотландии, которые все-таки больше всего напоминают рэперов, устроили настоящий драм-перформанс, впечатливший всех зрителей.
После них на сцену вышла легенда трип-хопа (которая не признает этого слова) Трики. На этот раз знаменитый электронщик, стоявший у истоков Massive Attack в начале 90-х, приехал в Москву с живыми музыкантами и почти не использовал в аранжировках синтезаторы, что для многих стало неожиданностью.
Трики поражает своей энергетикой на сцене. Он предстает перед публикой в образе некого безумца-юродивого, который вышел для того, чтобы проповедовать. Порой его выступление напоминало диалог с богом, потому что музыкант очень часто обращал свой взгляд на небо и будто читал мантры, отбросив микрофон в сторону.
Что касается жанра, то Трики был абсолютно прав, назвав свой стиль своеобразным блюзом, потому что именно такое настроение он передает со сцены.
Поразительно, но вне сцены он полностью преображается, становясь обычным дружелюбным и жизнерадостным человеком. Он спокойно угощает пивом, ведет непринужденную беседу, а когда говоришь ему, что впервые познакомился с его творчеством в 1998 году, отвечает: «Правда? Какой же я старый!» Ему тоже исполнилось 50 лет, но это совершенно не чувствуется.
Предпоследним участником Park Live стал британский диджей и продюсер Бонобо, который вышел на сцену с многочисленной бандой музыкантов, включая классический рокерский состав из басиста, гитариста и барабанщика, но на этом не ограничился и привез с собой клавишника, целую духовую секцию и вокалистку.
Выступление Бонобо стало праздником живой импровизации, что для электронной музыки не слишком характерно. Наибольшее впечатление произвел ударник, которому дали вдоволь посолировать, не говоря уже о тех ритмических рисунках, которые он отыгрывал на протяжении всего сета.
Закрыли фестиваль хедлайнеры вечера Massive Attack. На их концерте произошло то, чего мало кто ожидал. Основатели трип-хопа уже давно известны своей активной социально-политической позицией, которую они часто высказывают на своих концертах, но для выступления в России Роберт Дель Ная и Грант Маршалл очень постарались.
Это был не только выдающийся музыкальный вечер, но и настоящий политический манифест. Massive Attack не стали использовать свои старые заготовки, а адаптировали происходящее на экране под Россию.
Почти все надписи были переведены на русский — а содержимое написанного было актуально именно для нашей страны. Британцы использовали самые громкие заголовки российских СМИ, затронули тему повышения пенсионного возраста, вспомнили о попытках блокировки Telegram и даже несколько раз упомянули про встречу Дональда Трампа и Владимира Путина.
Досталось от музыкантов и Терезе Мэй с «брекситом», и Ангеле Меркель. Британцы не обошли стороной и местные мемы, взорвав зрителей фразой «Как тебе такое, Илон Маск?» и названием хита Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий».
Очень сильной получилась финальная точка концерта, когда зажглась крупная надпись «Мы все в одной лодке», на фоне которой сменялись фотографии сирийских беженцев.
Massive Attack смогли оставить после своего выступления уникальное чувство и целую смесь эмоций. Люди услышали выдающуюся музыку, но в то же время им напомнили, в каком мире они живут, и что «неладно что-то в датском королевстве».