1768 года. Где-то в Москве идет казнь, глашатай зачитывает список прегрешений и приговор — как правило, это розги, пожизненная каторга и клеймение, но кого-то из душегубов считают достойным смертной казни. Собравшиеся на зловещее зрелище дворяне обсуждают между собой, что это месть императрицы Екатерины II (Северия Янушаускайте) московским помещикам, которые не сразу приняли ее на троне.
Но вот — после того, как подручная главной преступницы Авдотья (Кристина Бабушкина) получает на лоб позорное клеймо, приезжает черная карета с Дарьей Салтыковой (Юлия Снигирь). Глашатай зачитывает список обвинений и суровый приговор — лишение дворянства и казнь через отсечение головы.
Но в самый последний момент приносят бумагу с помилованием — императрица решила заменить смерть на пожизненное содержание в темной келье.
Двадцать лет назад Дарья Салтыкова (Марта Тимофеева) еще не была преступницей. Она тяжело пережила смерть матери, была воспитана в монастыре — в набожности и почтении к церковным традициям, а когда выросла, едва не вышла замуж за блестящего офицера Сергея Салтыкова (Пётр Рыков), но была отдана за другого представителя этой огромной семьи — невзрачного Глеба (Фёдор Лавров). А основные события, которые привели Дарью на плаху, еще впереди.
Теперь там Мосрентген
Историю злой Салтычихи знает, наверное, каждый, кто учился в школе. В учебниках эта помещица представлена как символ того рабства, в которое попали миллионы крестьян Российской империи после того, как их «закрепили» за землей. Людей продавали и покупали, а сложная система учета предоставляла возможность различных махинаций — самым невинным примером могут служить «Мертвые души» Гоголя. Собственно, и следствие по делу Дарьи Салтыковой, начатое по приказу Екатерины II (еще не Великой), продолжалось так долго — около шести лет — в том числе и из-за необходимости проверять каждый случай возможного убийства.
Мест, где Дарья Салтыкова совершала свои преступления к настоящему времени почти не осталось.
Село Троицкое досталось помещице от предков — ее дед, думный дьяк Автоном Иванов получил его в конце XVII века после низложения Софьи и казни ее приближенного Федора Шакловитого (который и был владельцем этой вотчины). Позже здесь жили Тютчевы, рос поэт Федор Тютчев, а сейчас это место — подмосковный (вернее, уже московский, входящий в так называемую Новую Москву) поселок завода Мосрентген. Городской дом Салтыковой располагался когда-то на углу улиц Большая Лубянка и Кузнецкий Мост — это место было перестроено еще в XIX веке, а XX век только помог окончательно стереть память о Салтычихе.
«XVIII век — огромная проблема. Натуру для XIX века найти не сложно, съемочных локаций не счесть. А стоит забраться веком раньше, выясняется, что снимать это время просто негде. XVIII века не существует, есть только отдельные фрагменты домов и дворцов. Многое было перестроено или сгорело, то, что не перестроилось и не сгорело, снесли при Никите Сергеевиче», — жаловался продюсер картины Илья Неретин во время съемок.
Создатели «Кровавой барыни» в итоге собирали Троицкое из разных локаций в Костроме и Подмосковье, часть съемок проходила в костромском музее деревянного зодчества, а сцену казни и приговора снимали в Москве, на Крутицком подворье.
Жестокое крепостничество
В деле Салтыковой следователям удалось доказать 38 смертей, причиной которых стала стала именно она; еще в 26-ти случаях она была оставлена под подозрением. Этого хватило, чтобы помещицу признали виновной, а императрица назначила ей достаточно суровое наказание — Салтыкова была лишена дворянского звания и была приговорена к пожизненному заключению в темной, без света, монастырской келье.
Надежность полученных следствием доказательств современными историками под сомнение не ставится, но, в принципе, в тех же учебниках почти не говорится о том, насколько была распространена подобная жестокость в России того времени. И не могла ли показательная расправа с одним из членов многочисленного клана Салтыковых быть своего рода коронационным заявлением только что взошедшей на престол Екатерины — мол, править буду жестко, но справедливо.
В сериале, кстати, речь идет о 180-и убитых, да и версия о мести московскому дворянству если и не используется, то проговаривается.
Включены в сценарий и личные мотивы императрицы мстить Дарье — Сергей Салтыков был одним из ее любовников, но так ли это на самом деле, официальная история не знает. Кстати, перед каждой серией «Кровавой барыни» указано, что сюжет сериала опирался в основном на дух истории, а не на его букву.
Юлия Снигирь о своей «барыне»
— Фильм основан на реальных событиях, о деле Дарьи Салтыковой остались многочисленные исторические свидетельства и документы. Вы использовали их для подготовки к роли?
— Это было бессмысленно, потому что — к сожалению или к счастью — сценарий «Кровавой барыни» -— художественный вымысел, страшная сказка, в основе которой — реальный исторический характер. Документы я изучала просто из любопытства и в надежде, что они дадут мне что-то для понимания внутреннего мира Салтыковой. Потом долго снились кошмары, конечно.
— Ваша героиня, очевидно, отрицательный персонаж, но при этом именно вокруг нее построен сюжет фильма. Получилось ли рассказать эту историю, не позволяя Салтычихе превратиться в некий предмет для подражания – как часто случается с главными героями?
— Нет-нет, наоборот — мы пытались рассказать о том, как далеко может зайти человек, подчинившись своим страстям. В ее случае, это прежде всего, гордыня и гнев. Мне было важно не оправдать Дарью, а найти причинно-следственные связи ее поступков.
— По вашему мнению, откуда в Салтычихе появилась эта жестокость?
— Судя по всему, она всегда была нездоровым человеком. Сначала это проявлялось в фанатичном обожании Бога, а потом - в ненависти к нему. Дарья постоянно находилась с ним в диалоге. Я очень хотела, чтобы в фильме было очень много сцен, где она говорит с Богом, поэтому какие-то вещи были дописаны.
— Это может ее оправдать?
— Ни в коем случае. Но ее можно пожалеть.
— Вы сразу согласились на эту роль? Что было самое сложное во время съемок?
— Согласилась не сразу, нет. А самым сложным было не сойти с ума. Из восьмидесяти смен не было ни одной спокойной. Я постоянно находилась в точке кипения.
— Какой – на ваш взгляд – получилась Салтычиха в вашем исполнении? Можете ее описать?
— Моя Дарья параноидальна и неуравновешена. В ней много гнева, с которым она не может справиться. Дарья - зверек, которого и боишься, и жалко. Я очень люблю финальную сцену фильма. Не буду раскрывать подробностей, скажу только, что она для меня главная во всем сериале.