В ретро-трагикомедии Вуди Аллена «Колесо чудес» Джеймс Белуши сыграл отца семейства, у которого одни неприятности — домой возвращается дочь (Джуно Темпл), сбежавшая от мужа-мафиози, а жена (Кейт Уинслет) начинает крутить роман с пляжным спасателем (Джастин Тимберлейк). В преддверии российской премьеры фильма актер рассказал «Газете.Ru» о том, как ему работалось в новом амплуа.
— Я где-то слышал, что идея Вуди формулировалась, как «веди себя чуть поглупее», это правда?
— Ха! Интересный вопрос! Когда я пришел на пробы, там было еще пять человек. Но я был первым. Ну и дальше, понятно, случилась магия, меня подхватило и понесло, и вот роль была у меня в кармане, несмотря на то, что кроме меня там был еще Джон Гудман… Впрочем, забудьте об этом. В общем, мне позвонили и предложили встретиться с Вуди, чтобы он объяснил, чего он хочет. И это, знаете, очень просто. Приходишь, говоришь с ним примерно минуту, он рассказывает про персонажа, дает текст, и через пятнадцать минут ты уже с легкостью его разыгрываешь.
— Вот так запросто?
— Я вообще стараюсь избегать сложностей и сохранять спокойствие. Ну и потом Вуди очень вежливо объяснил чего он хочет. (изображает Вуди Аллена) «Я очень люблю объяснять, чего я хочу от актеров, но не слишком хорошо это делаю, да. Сейчас я объясню, что имею в виду, только не обижайтесь. Можете сделать его чуть глупее?» И я отвечаю: «Да, я понял, сейчас сыграю». Перечитал сцену и сыграл, вот и все. Вуди вообще молодец.
В другой раз он подошел и тихонько так говорит: «Понимаете, если мы оставим этот дубль, люди выбегут из зала через три минуты. Давайте переснимем, хорошо?»
С ним было невероятно здорово работать, он очень вежливый и это страшно весело. Хотя остальным было потяжелее…
— Почему?
— Понимаете, я музыкант — 20 лет на сцене — поэтому чуть-чуть глуховат. Так что другие актеры, может, его и слышат нормально, а я слышал через слово и мне его бормотание совершенно не мешало.
— А можете объяснить, в чем была проблема? Почему Вуди хотел сделать вас глупее?
— Я играл себя в предлагаемых обстоятельствах. То есть Джеймса Белуши и его отношения с женой. Поэтому Вуди попросил меня: «Играй с более низкой планкой. Не играй так, будто он – это ты». Поэтому мне пришлось сделать некоторую работу над ошибками.
— Вы же работали вместе впервые. Какие впечатление остались от работы?
— Я могу это описать через сравнение, например, с Оливером Стоуном, с которым мы работали на фильме «Сальвадор». Вот с Оливером мы снимали сцену, потом он говорил: «Снято!» А когда режиссер говорит «снято!», актер инстинктивно ждет поощрения, какого-то знака, что ты сделал все правильно. Но Оливер… Я смотрю на него, а он — вздыхает, знаете, так тяжело. И у нас происходит такой диалог. Я: «Что, Оливер?» Он: «Еще раз». Я: «Что мне сделать?» Он: «Еще раз!» Кажется, он тебя сейчас сотрет в порошок. Я: «Да что мне сделать?!» Оливер: «Хочу, чтобы ты был «несчастнее». Я: «Что значит «несчастнее»?».
Но мне пришлось стать «несчастнее», он заставил меня это сделать. Вуди — другое дело.
Мы сняли сцену, он говорит: «Все хорошо. Я мог бы использовать эту сцену в фильме». Я спрашиваю, стоит ли сделать еще один дубль. Он говорит: «Конечно, как пожелаешь». Делаю еще один дубль. Вуди: «Всё хорошо». Потом я понял: когда Оливер недовольно вздыхает и предлагает перейти к следующей сцене, значит ты был великолепен!» То же самое, когда Вуди говорит, что «всё хорошо».
— А что вам вообще нужно от режиссера? Какие условия для вас комфортны?
— Создание продуктивной рабочей обстановки, где ты не боялся бы пойти на риск и чувствовал бы себя в безопасности. Режиссер должен вызывать доверие. Как в случае с Вуди. Я мог полностью отпустить ситуацию и доверить ему выбор дублей.
<3>
— Вас в основном знают как комедийного актера, но «Колесо чудес» это все-таки скорее драма. Как вам кажется, эта роль может как-то изменить отношение зрителя к вам?
— Я люблю вас! Запишите это и процитируйте меня (смеется) Очень хороший вопрос, я его честно не ожидал. Понимаете, комедийные актёры всегда хороши и в драматических лентах. Вспомнить только Джеки Глисона в таких фильмах, как «Бильярдист» и «Солдат под дождём», Стива Карелла в «Охотнике на лис». Даже Билл Мюррей в «Трудностях перевода» получился таким смешным, потому что он играл драматичную роль.
Забавно, что из драмы порой рождается истинный юмор.
Как актёр, я могу сыграть любую роль – будь то комедия, драма или мюзикл. Я развиваюсь, я пою, я танцую – и у меня очень хорошо получается. И я даже мог бы быть великолепным карманным воришкой… Вы поймете, когда я уже уйду. (смеется) Следите за своими часами и кольцами. Заметьте, я сразу пожал вам руку. Так что, проверьте, не пропали ли ваши часы (смеется). В общем, я действительно могу почти всё.
— У вас в этом фильме было сразу две сильных партнерши — Джуно Темпл и Кейт Уинслет. Как с ними работалось?
— В работе с Джуно я постоянно проецировал на сценарий собственные отношения с дочерью. У меня есть восемнадцатилетняя дочь, которая помогла мне понять, что такое любовь — до её рождения я не знал, что это. Поэтому я представил, что если бы она покинула меня, а потом вернулась… Это помогло мне сыграть этот перепад между бешенством и любовью в начале. В случае Кейт важно помнить, что это, черт возьми, Кейт Уинслет! Я еще никогда не изучал так своего персонажа. Никогда не был так хорошо подготовлен. Я считаю, что задача актёра второго плана поддерживать исполнителей главных ролей. Хороший актёр должен дать ведущему партнеру всё, что ему нужно. А что ему нужно? Ему нужно, чтобы ты был готов и помнил свои реплики. Это я и делал. Я должен был сделать все, чтобы Кейт было комфортно. Если она играет хорошо, то выходит удачная сцена, и получается отличное кино.
— И у вас получилось.
— Да! Это что называется «играть в ансамбле» — меня этому научил меня мой брат Джон. Он как-то увидел меня в спектакле театральной труппы The Second City и упрекнул в том, что я не взаимодействовал с остальными актёрами. Джон сказал мне тогда: «Тебе приходится работать с не очень талантливыми актёрами, но ты ведь способный! Поэтому твоя задача добиться того, чтобы каждый из вас выглядел хорошо… тогда и всё шоу обернется успехом». Тогда я начал взаимодействовать с теми актерами.
И они стали лучше. Я стал лучше. Мой ход мыслей переменился с «Как я выгляжу?» на «Как мы справляемся?».
Всё как в баскетболе, где тебе засчитывают баллы за участие в результативной атаке. Ты пасуешь мяч другому игроку, он забрасывает его в кольцо, а тебе идет «ассист». Так что, в случае с Кейт Уинслет я был игроком, который отдает передачу.
— В заключение можете сказать, у вас еще остались какие-то амбиции в плане работы с режиссерами?
— В этом плане мне везет. Мне посчастливилось работать с Майклом Манном над его первой полнометражной лентой «Вор». Также я работал с Франческо Рози. О, тот еще персонаж! Франческо и Андреа устраивали кулачный бой прямо на съемочной площадке. Они кричали, орали друг на друга! «Андреа, я здесь звезда, я тоже хочу покричать хотя бы раз. Но вы не даете мне такой возможности!» Еще я снимался у Романа Полански, Уолтера Хилла, Вуди Аллена, Оливера Стоуна, а в прошлом году у Дэвида Линча… гениальный творец. Моя большая мечта – сняться у Мартина Скорсезе. Пожалуй, всё.