Знакомство с будущей профессией для Гайдая началось в Иркутском драматическом театре, куда он устроился рабочим сцены в первые месяцы войны — из-за возраста его не взяли добровольцем на фронт и призвали лишь через несколько месяцев, осенью 1941-го. После тяжелого ранения в 1943-м Гайдай долго лечился в госпитале в Иваново, вернулся в Иркутск и уже после войны окончил театральную студию при родном театре.
Самогонщики (1962)
Первый фильм Гайдай снял в 33 года, после окончания ВГИКа. Но настоящий успех пришел позже — в 1961-62 гг. Гайдай выпустил короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» с легендарной троицей: Георгием Вициным (Трус), Юрием Никулиным (Балбес) и Евгением Моргуновым (Бывалый).
Через несколько лет режиссер снял «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» — картина из трех киноновелл заняла первое место в прокате 1965 года. Та же судьба — у самых кассовых лент «Кавказская пленница» (1966) и «Бриллиантовая рука» (1968). В 70-е Гайдай экранизировал Ильфа и Петрова, Булгакова, Гоголя и Зощенко; в 80-е снимал сюжеты для «Фитиля».
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
В течение многих лет Гайдай был привязан к одним и тем же актерам и снимал их во многих своих фильмах. Среди таких Георгий Вицын (10 картин), Сергей Филиппов (восемь картин), Нина Гребешкова (девять картин), Леонид Куравлев (семь картин), Юрий Никулин (семь картин), Михаил Пуговкин (шесть картин), Михаил Кокшенов (шесть картин), Евгений Моргунов (четыре картины), Наталья Крачковская (четыре картины).
В «Операции «Ы» впервые появился незадачливый студент Шурик (Александр Демьяненко), который потом успешно перекочует в «Кавказскую пленницу». Кроме, собственно, «Операции «Ы», в этом цикле есть еще две новеллы — «Напарник» («Надо, Федя, надо») и «Наваждение» с юной Натальей Селезневой. «Я как прочел сценарий «Операции «Ы»», понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было», — вспоминал позднее Демьяненко. Картину снимали в Москве, Ленинграде, Ялте, Одессе.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
Юрий Никулин и Евгений Моргунов поначалу отказывались сниматься в продолжении «Приключений Шурика» и согласились только после того, как Гайдай внес правки в сценарий. На роль студентки и комсомолки Нины долгое время не могли найти актрису — после 500 проб выбрали Наталью Варлей. Артистка цирка, она прекрасно справлялась с трюками, а вот игровые сцены актрисе давались не очень легко.
Автомобиль, на котором ездила «троица», — немецкий «Adler Trumpf» 30-х годов — был личной машиной Никулина. Съемки проходили по большей части в Крыму — в Алуште и долине Привидений у подножия Демерджи. Отдельные эпизоды снимали в Симферополе, на Ай-Петри и в районе Сочи.
Не обошлось в процессе съемок и без цензуры. Так, например, фраза Труса «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» заменили на «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!». А заставка, где Бывалый пишет на заборе «Х», Балбес приписывает «У», а после появления милиционера Трус дописывает «дожественный фильм», и вовсе была вырезана. Госкино отказывалось выпускать картину, но, к счастью, фильм одобрил Брежнев, и 3 апреля 1967 года лента вышла на экраны одновременно в 53 столичных кинотеатрах.
Бриллиантовая рука (1968)
После «Кавказской пленницы» Юрий Никулин появился в главной роли в следующей успешной комедии Гайдая — «Бриллиантовая рука», — где сыграл примерного семьянина, инженера «Гипрорыбы» Семена Горбункова. Партнерами актера по фильму стали Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин, Светлана Светличная, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова.
Съемки проходили в Баку, Краснодарском крае, Подмосковье и на «Мосфильме». Худсовет и критики встретили картину прохладно, чего не скажешь о зрителях. Фильм стал лидером советского кинопроката и вошел в первую пятерку лучших картин за всю историю СССР, собрав 76,7 млн зрителей.
Комедию мгновенно разобрали на цитаты: «Как говорит наш любимый шеф: «Если человек идиот, то это надолго», «Шоб ты издох! Шоб я видел тебя у гробу, у белых тапках», «Лопух!.. Такого возьмем бэз шуму и пыли!», «Дитям — мороженое, его бабе — цветы», «Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты», «Как говорит наш дорогой шеф, — Михал Иваныч, — куй железо, не отходя от кассы!». А «Песня про зайцев», «Остров невезения», «Помоги мне» ушли в народ.
12 стульев (1971)
Гайдай задумал экранизировать свой любимый роман Ильфа и Петрова еще в 1967 году, до «Бриллиантовой руки». Однако в дело вмешались руководители Госкино, попросившие «подождать» — Михаил Швейцер ставил «Золотого теленка».
«Двенадцать стульев» вообще были его мечтой. И судьба послала ему этот шанс. Сначала съемки разрешили Данелии, но он не стал — отдал Гайдаю. И Гайдай с таким восторгом, упоением начал работу! Ильф и Петров были в числе его любимых авторов, которых он без конца перечитывал», — вспоминала жена Гайдая, актриса Нина Гребешкова.
Съемки начались в 1970 году. С большим трудом после многочисленных проб на роль Остапа был выбран никому не известный Арчил Гомиашвили. Кроме него, на эту роль претендовали Басов, Высоцкий, Баталов, Борисов, Евстигнеев, Миронов и другие актеры. Роль Кисы Воробьянинова досталась харизматичному Сергею Филиппову, отца Федора сыграл Михаил Пуговкин. Роль мадам Грицацуевой собирались отдать Галине Волчек, но в какой-то момент на площадке появилась жена звукооператора Наталья Крачковская, увидев которую, Гайдай сказал: «Вот она, мечта поэта».
Фильм получил специальный приз «Серебряная сирена» на Фестивале советских фильмов в Сорренто (Италия).
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Еще один кинохит Гайдая с блестящим актерским составом: Юрий Яковлев (управдом Иван Васильевич Бунша и царь Иван Грозный), Леонид Куравлев (квартирный вор Жорж Милославский), Александр Дмеьяненко (инженер Шурик), Савелий Крамаров (дьяк Феофан), Наталья Селезнева (Зина, жена Шурика). Также в картине снимались Пуговкин, Крачковская, Этуш, Филиппов, Кустинская.
Машину времени для съемок придумал художник, скульптор по дереву и карикатурист Владислав Почечуев. Первоначальный вариант машины времени был изготовлен в специальном бюро, но оказался макетом стандартной ЭВМ. Тогда Почечуев при помощи конструктора, слесаря и стеклодува за несколько дней собрал новую машину времени.
Клип к песне «Звенит январская вьюга» снимали в Ялте, палаты Ивана Грозного — в Ростовском кремле, дом Шурика — в Москве, на Новокузнецкой улице.Там же находился и знаменитый магазин «Радиотовары».
Некоторые фрагменты Гайдай в итоге переозвучил из цензурных соображений. Так в эпизоде, где Бунша обращается к шведскому послу вместо фразы «Мир, дружба!» получилось: «Гитлер капут». А во время царского банкета на вопрос Бунша: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», — Милославский отвечает: «Во всяком случае, не мы» (в фильме), между тем, как в оригинале — «Народ, народ, батюшка».
Спортлото-82 (1982)
Комедия о всесоюзной лотерее, спекулянтах и человеческих взаимоотношениях стала лидером советского кинопроката в 1982 году — картину посмотрели более 55 миллионов зрителей.
Натурные съемки проходили в Крыму. «Моим партнером был Михаил Кокшенов — Степу играл. И была сцена, где мы мчимся на мотоцикле на скорости 90 км. Когда я сел, чувствую — что-то мягкое под ногами. Смотрю, а там не фанера даже, а картонка, — рассказывал о съемках Михаил Пуговкин, сыгравший главного мошенника Сан Саныча. — Знаете, как у нас в кино бывает: берут старый разваленный мотоцикл, покрасят его, и он идет как новый. И когда оператор сказал: «Михаил Иванович, давайте еще разочек снимем», я говорю: это уже без меня, езжайте сами. Думаю, на втором нога как провалится — привет, прощай «Спортлото».
Вторая забавная история, вспоминал Пуговкин, была связана тоже с Кокшеновым: »...Он в фильме по моему поручению продает апельсины на рынке, и я начинаю его кормить. Случилось так, что на тот момент в Ялте не было апельсинов. И весь ящик у нас был бутафорским. Настоящим был только один апельсин. И я кормил его этим единственным апельсином, а создается впечатление, что он в эпизоде половину ящика съедает...».
На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992)
Фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», вышедший на экраны в 1992 году, стал последней работой режиссера. В ленте использованы пародии на руководителей советского государства: от Владимира Ленина до Михаила Горбачева, а также на президента США Джорджа Буша-старшего.
«Равнодушный к званиям, он имел их все — до народного СССР. Помню, когда ему давали очередной орден, он приходил и говорил: «Слушай, меня опять записали на какую-то цацку». Он не понимал, зачем артисту вообще звания, — вспоминала Нина Гребешкова. — ...За границей он был бы, наверное, очень богатым человеком. А у нас... Последние годы ему тяжело работалось. Он не был лежачим больным, но страдал — на ноге открылась рана плюс эмфизема легких. Причем он курил. Но он был счастливый человек — жил только тем, что его интересовало».