— Как вы оказались в проекте? Вы сразу согласились занять режиссерское кресло?
— Поучаствовать мне предложил Леонид Верещагин (гендиректор студии «ТриТэ» — «Газеты.Ru»), это была его инициатива. В первый раз мы обсуждали «Движение вверх» довольно давно, в 2013 году, когда состоялись два проекта: у меня — «Метро», а у Леонида — «Легенда №17». Тогда были просто разговоры, мы познакомились. Потом в 2014-м мне прислали сценарий, я его прочел и, в общем-то, недолго думая, согласился.
— «Движение вверх», безусловно, патриотическая картина, однако в ней можно найти довольно много критики Советского союза и тогдашнего режима. Почему было решено привнести подобные краски в фильм?
— Честно говоря, я не совсем согласен с вами начет того, что в фильме есть такая уж критика Советского союза.
Это просто попытка отразить ту реальность более-менее объективно и даже, если хотите, с юмором, не особо заостряясь на политических и внутренних проблемах Союза.
Ведь в 70-е годы все было гораздо легче. Как мне кажется, у народа еще не было такого противостояния с властью, только что прошли 60-е, оттепель. Были какие-то иллюзии, которые сейчас выглядят смешно, а тогда это была жизнь. Собственно говоря, хотелось посмотреть на всю эту ситуацию непредвзято, не делая в ту или иную сторону каких-либо кренов.
— Лента автоматически воспринимается идейным продолжением «Легенды №17». При создании «Движения вверх» учитывался опыт этого фильма? Ваша картина снималась «по франшизе» или это все-таки в большей степени самостоятельный проект?
— В том, что мой фильм воспринимается как идейное продолжение «Легенды №17», я ничего плохого не вижу. Этот проект — один из удачнейших. Но фильм «Движение вверх» -— абсолютно самобытный, чтобы он опирался только на себя и существовал стилистически, технически и изобразительно совершенно самостоятельно. Это была моя задача. А продюсеры, конечно, в промо-кампании опирались на имеющийся опыт.
— Вы согласны с тем, что пропагандирующие спорт фильмы важны с социальной точки зрения?
— Я считаю, что они, конечно, важны. Впрочем, любая пропаганда должна быть качественной: если фильмы получаются — тогда мы пропагандируем спорт, а если они плохие, мы получаем обратный эффект.
— Я прочитал, что финальный матч снимался в первые дни. В этот момент фильма игроки советской сборной демонстрируют максимальный уровень сыгранности. Не возникало ли проблем из-за того, что актеры были мало знакомы друг с другом?
— Абсолютно верно вы сказали, что это было самое начало, и начинали мы с самого сложного. Этот матч — и вообще весь баскетбол в картине — придумывался в течение года.
Сначала я все написал, потом Саша Белов предложил механику этого дела, а Игорь смотрел, как правильно поставить камеру, чтобы получить наиболее эффектное зрелище с точки зрения изображения — да и всего остального.
Проблема была в том, что мы это делали с баскетболистами, с людьми уровня мастера спорта и выше. И в ходе этого процесса шел кастинг на картине, и мы интегрировали туда актеров. Кто-то играл в баскетбол, кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то вообще никак. Было принято такое решение:
Гримеры их старались свести, так сказать, по похожести (Смеется.) Сцена снимались таким образом: сначала тот или иной трюк исполнял баскетболист, а потом это повторял актер. На монтаже делалась достаточно тяжелая работа, когда мы собирали воедино и актерское мастерство, и баскетбольное.
— То есть, все трюки в фильме делались именно профессионалами?
— Скажу честно: актеры тренировались достаточно упорно, большое количество баскетбольных «риффов» они делали сами, без какой-либо помощи и монтажа.
Самый яркий из них — это Кузьма Сапрыкин, сыгравший роль Ивана Едешко, он и студент школы-студии МХАТ, и мастер спорта по баскетболу — то есть, идеальный вариант. Но таких, к сожалению, мало. Еще был Александр Ряполов, который играл Алжана Жармухамедова, он просто баскетболист, который осваивал актерскую профессию.
И удалось каким-то образом в эти первые съемочные дни быть подготовленными. Наверное, это правильно, потому что мы много сил потратили на это действо. Может быть, в конце съемочного периода было бы сложнее.
— В ленте задействованы первоклассные отечественные актеры: исполнитель главной роли Владимир Машков, Андрей Смоляков, Марат Башаров и Сергей Гармаш. Как вы взаимодействовали на площадке? Давали им какие-то указания или они сами занимались своими персонажами?
— Да, это первоклассные актеры, безусловно. Как правило, с актерами такого уровня лично мне работать – одно удовольствие. Естественно, перед кадром мы разбирали с ними сцену: я говорил, что хотел бы от нее получить, они со своим опытом, талантом и профессионализмом привносили еще процентов 70 в то, что я им говорил. А дальше мне оставалось только чуть править, если это вообще было возможно.
Поэтому без ложных преувеличений скажу: одно удовольствие!
— «Движение вверх» выходит в прокат в непростое для российского спорта время: недавно нашу сборную отстранили от участия в зимней Олимпиады в Пхенчхане. В результате общественность разделилась на два лагеря: одни поддерживают участие россиян под нейтральным флагом, другие категорически с этим не согласны. У вас есть своя позиция на этот счет?
— В свое время я занимался спортом достаточно серьезно. Я, конечно, и близко не достиг таких успехов, чтобы стать частью сборной команды, но я просто знаю, что спортсмен отдает всю свою жизнь для того, чтобы поехать и выступить. Конечно, они все хотят выступить под флагом, но если этого не получается, то все равно нужно ехать. Мы же все равно будем знать, что это наши спортсмены.
Я считаю, что обязательно надо ехать и выступать!