На праздниках в российский прокат выйдет «Величайший шоумен» — мюзикл, основанный на биографии американского антрепренера и шоумена Финеаса Барнума, основателя знаменитого «цирка уродов». В этом цирке показывали трюки женщина с бородой, карлик, великан, а сам Барнум остался противоречивой фигурой; согласно историческим данным, его первой «диковиной» была женщина-рабыня, однако в историю Барнум вошел как аболиционист — то есть сторонник отмены рабства. До сих пор идут споры о том, был ли он первооткрывателем нового жанра «карнавальной культуры» или циничным коллекционером и эксплуататором людей-диковин. Тщеславие в конце жизни привела его в кресло муниципального политика — на этом посту он проявил себя не менее ярко, чем в своем цирке.
Режиссер Майкл Грейси превратил историю Барнума в мюзикл, полный прекрасных диалогов и не менее прекрасных песен, рождественскую историю превращения человека с патологической жаждой внимания в настоящего слугу общества. И еще — в оду толерантности: странноватые персонажи разных рас, народностей, ограничений и особенностей здесь оказываются куда более интересной компанией, чем добропорядочные граждане, которые все время пытаются сжечь цирк Финеаса Барнума. Главную роль в картине (а также многие песни и хореографические номера) исполнил Хью Джекман. «Газета.Ru» встретилась с артистом, чтобы поговорить о работе над фильмом и ролью.
в отдельном репортаже
— Я слышал, что вы мечтали сыграть эту роль и много лет ждали этого проекта...
— Я, скажем так, мечтал сделать из этой истории мюзикл. Семь лет назад, когда мы начинали съемки, в моей жизни было все, кроме этого — драматические роли, экшн-фильмы, мюзиклы на Бродвее — но только не в кино. Я, в общем, чувствовал, что вполне реализую свои умения, но сделать киномюзикл — именно это было для меня тогда настоящим вызовом.
— Вам кажется этот жанр актуальным сейчас?
— 15 лет назад Баз Лурман перевернул этот жанр с фильмом «Мулен Руж».
— Не с «Ромео+Джульетта»?
— Не совсем. «Ромео+Джульетта» — замечательная картина, но до «Мулен Руж» любой продюсер, к которому вы пришли бы с идеей снять мюзикл, сказал: «старик, это отличный способ просто профукать деньги — люди это не смотрят». Но посмотрите на то, что произошло с нашими «Отверженными», посмотрите на сумасшедший успех »Ла-Ла Ленда» — это же не просто счастливые исключения из правила. Мюзикл прекрасен тем, что в его генетике зашита функция — вдохновить зрителя, дать ему силы жить и эмоции, которые могли бы приподнять его. И поэтому каждый раз, когда киномюзикл оказывается успешным, это хорошая новость для тех, кто им занимается и на него ставит.
<3>
— А что лично вас привлекало больше — возможность сыграть в мюзикле или роль настолько необыкновенного человека, как Барнум?
— Видите ли, герой не может не привлекать. Финеас Барнум — это человек, изменивший мир, он тогда был… ну, примерно как Стив Джобс в наши дни. Этот человек делал нечто такое, о чем и помыслить не мог никто из его современников. Он не просто изменил шоу-бизнес — он его во многом изобрел. Можно, наверное, сказать, что он сформулировал «американскую мечту» — то есть идею о том, что воображение и упорный труд по воплощению задуманного откроют перед тобой любую дверь.
— Но вообще-то реальный Барнум был совсем другой: впоследствии аболиционист, он как промоутер начал с того, что использовал чернокожую рабыню. Известна его фраза о зрителях — «Каждую минуту рождается по крайней мере один лох».
— Слушайте, он этого не говорил. Можете мне поверить, во время работы над ролью я довольно основательно погрузился в биографию своего героя. Точнее, в биографии: у него есть знаменитая автобиография, и вдобавок к ней я прочел еще примерно 37 книг о нем — и в них 37 кардинально разных описаний его жизни. Все эти книги рассказывают, насколько сильно он изменил мир. Действительно ли он верил в то, что любой человеческий видимый недостаток можно обратить в достоинство, или просто использовал людей? Нашей задачей не было выяснить ответ на этот вопрос.
— А что же тогда было вашей задачей?
— Хм, ну, наверное, рассказать о жизни и пути Барнума так, как он сам бы этого хотел и как сам бы сделал, имей он сейчас такую возможность (улыбается). Мы честно делали семейное кино для детей от девяти до девяносто девяти, и из его жизни мы взяли и показали то, что могло стать частью мюзикла.
— У вас много мюзиклов в театре — и в Британии, и на Бродвее — а вот ваши киномюзиклы можно пересчитать по пальцам. Вы часто говорите о своей любви к этому жанру — согласились бы променять свою супергеройскую карьеру на амплуа артиста мюзикла?
— Нет, конечно. Я ценю прежде всего разнообразие. Когда я учился в театральной школе, мы в один день играли Шекспира, в другой упражнялись в комедии, в третий — играли современную драму. Достоинство профессии актера в том, что ты все время учишься — не бывает двух одинаковых персонажей, фильмов, ролей. Именно этот поиск, исследование, которое делаешь каждый раз, когда кого-нибудь играешь, и делает актера молодым и голодным. Это мне и нравится в том, чем я занимаюсь. Знаете, моя карьера оказалась выше самых смелых ожиданий, которые у меня были, когда я выходил в профессию.
— Раз вы так любите учиться новому, то скажите — было ли что-то, чему вам пришлось научиться специально для этого фильма?
— О да. Прежде всего — петь. Да, у меня за спиной была большая практика в мюзиклах на Бродвее, но здесь-то нужно было петь в совершенно другой стилистистике. В «Величайшем шоумене» песни звучат… более «поп», что ли — так, как если бы вы слышали их на радио. И этот исполнительский навык мне пришлось осваивать. Ну и танец — да, безусловно, я и раньше танцевал и хорошенько им занимался, но здесь пришлось осваивать модерн-данс, что тоже было, скажем прямо, ново.
Ну и вообще, мне 49 лет — так что пришлось хорошенько потренироваться, чтобы придти в форму.
— Расскажите о том, как вы работали с музыкой — она в этом фильме имеет смысловое значение.
— Наш режиссер Майкл Грейси нашел этих ребят, каждому не больше 26 лет, и полностью доверился композиторской команде, а точнее — просто отдал музыкальную часть им на откуп. Но на этом работа над музыкой не закончилась — в течении четырех лет мы встречались каждые девять месяцев на неделю или две, чтобы вместе поработать над песнями и представить получившийся материал продюсерам. Это было, кстати, похоже на то, как работают над постановками на Бродвее — встречаются, поют вживую, ищут ту или иную краску, тот или иной способ представления. Или даже актера…
— О чем вы?
— Молодая актриса Кила Сетл, которая играет в фильме бородатую женщину, была одной из многих претенденток на эту роль. Поверьте, многие, очень многие именитые люди мечтали сыграть этого персонажа — но Кила спела так, что продюсеры пришли на студию и сказали, что ни с кем, кроме нее, они работать не будут.
— Настоящий Барнум из шоу-бизнеса ушел в политику. Ваш персонаж выбирает нечто другое. А что бы выбрали вы, если бы были на его месте?
— У меня на первом месте всегда семья. Если что-то вредит моей семье — я просто не буду этого делать. Другое дело, что в жизни не бывает четкого деления на черное и белое, и ни один выбор в жизни не бывает настолько прост. Мои дети должны видеть отца и мать, но мои дети должны видеть, как мама и папа занимаются в жизни тем, что любят. Дети — они, знаете, ничего не делают так, как мы их учим, они все делают по аналогии.