Звезду американского кинематографа Джейн Фонду называли «королевой аэробики» и «иконой стиля», ее книги выпускались зашкаливающими тиражами, а записи на видеокассетах совершили революцию в обществе. Среди ее наград в кино — несколько «Оскаров», «Золотых глобусов», BAFTA и «Эмми». В день 80-летия актрисы «Газета.Ru» вспоминает, как талантливой и активной женщине удалось добиться успеха.
Джейн Фонда: Начало
«Мое детство прошло под влиянием тех ролей, которые играл в кино отец. Были это Авраам Линкольн или Том в «Гроздьях гнева», его персонажи несли определенные ценности, которые я стараюсь сохранить и по сей день».
Джейн Фонда родилась в звездной семье. Ее мать — канадская светская львица Френсис Форд Брокоу, а отец — знаменитый актер 30-х годов Генри Фонда. Джейн родилась в 1937 году, ее назвали в честь Джейн Сеймур — третьей жены короля Генриха VIII и дальней родственницы ее матери. После учебы в Актерской студии Ли Страсберга Джейн стала моделью и одновременно начала работать в театре.
Старт в кино прошел для Джейн Фонды незаметно --
режиссеров больше интересовала привлекательная внешность девушки, а не ее способности.
Первый успех пришел к актрисе вместе с ролью Джун Райдер в комедии режиссера Джошуа Логана «Невероятная история» (1960). Логан, пригласивший Джейн на роль студентки в своей картине, был другом отца Джейн. Потом были «Прогулка по беспутному кварталу» Эдварда Дмитрика (1962), «Доклад Чепмэна» Джорджа Кьюкора (1962) и «Воскресенье в Нью-Йорке» Питера Тьюксбери (1963) — картины, после выхода которых мнения критиков разделились: одни Фонду хвалили, другие отчаянно ругали.
Джейн Фонда во Франции
«1960-е годы могут быть идеализированы в кино с культурной точки зрения, но в это десятилетие образовался огромный разрыв поколений, и он был очень болезненным».
В середине 60-х Фонда переехала во Францию. Там она познакомилась с французским режиссером с русскими корнями Роже Вадимом, за которого вскоре вышла замуж. Роже — сценический псевдоним Вадима Племянникова, отец которого — Игорь Племянников — был французским дипломатом в Египте и Турции. Мать — актриса Мария-Антуанетта Ардилуз.
До встречи с Фондой Роже был трижды женат, среди его жен — Брижит Бардо и Катрин Денев. От брака с Фондой (развод последовал в 1973-м) осталась дочь Ванесса и роли в картинах: «Карусель», «Добыча» и «Барбарелла».
Последняя раскрыла Джейн с неожиданной стороны.
В рекламных постерах к фильму говорилось: «Искательница сексуальных приключений Барбарелла путешествует по Вселенной. Она встречается с представителями рас и цивилизаций самой разнообразной внешности и несет им всем любовь». Фонда поначалу отказалась от роли Барбареллы, как и ее предшественницы — Софи Лорен и Брижит Бардо. Но фильм, представлявший собой смесь фантастики и весьма смелых для своего времени эротических кадров, был важен для Роже, и он буквально заставил Фонду взяться за главную роль.
Режиссер отказался от всех натурных съемок, одев героев в шокирующие эротические костюмы. Костюм Фонды из финального эпизода, придуманный Жаком Фонтереем на основе идей Пако Рабана, был признан самым сексуальным в кино 1960-х гг., а еженедельник The New Yorker написал: «Невинность хорошей девочки из благополучной американской семьи – самое подходящее качество для героини порнографической комедии… Она с веселым кокетством признает греховность своих поступков, и это осознание невинной девочкой собственной испорченности и превращения в порочную женщину позволяет ей не скатиться до уровня заурядной голой актрисы».
Джейн Фонда: Оскары
«В Голливуде сложно женщине моего возраста, но меня это не смущает».
Настоящую славу актрисе, вернувшейся в 1968-м обратно в США, принесла трагическая роль Глории в картине «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» режиссера Сидни Поллака (1969). Фонду номинировали на «Оскар». Несмотря на то, что статуэтка тогда ей не досталась, актриса стала первой звездой американского кинематографа. Признание и статус оскароносной актрисы пришли к Фонде через три года вместе с ролью проститутки в триллере Алана Пакулы «Клют». Второй раз статуэтка оказалась в руках актрисы в 1979-м (за фильм «Возвращение домой»).
Всего Фонда была номинирована на премию семь раз.
В коллекции актрисы есть и несколько «Золотых глобусов». Впервые эту награду ей вручили в 1972 году в номинации «Лучшая женская роль» («Клют»). Через шесть лет актриса получила «Золотой глобус» за роль американского драматурга Лилиан Хеллман в фильме «Джулия». А уже через год престижная премия досталась Фонде еще раз — за роль в фильме о войне во Вьетнаме «Возвращение домой» (1979). Среди других многочисленных наград актрисы — несколько BAFTA и «Эмми».
Советские зрители знают актрису по работе в совместной советско-американской картине Джорджа Кьюкора «Синяя птица» (1978) — экранизации пьесы Мориса Метерлинка.
В 1990 году Фонда снялась в фильме «Стэнли и Айрис» — лента оказалась неудачной, и после провала в прокате актриса решила уйти из кино. На большой экран она вернулась только спустя 15 лет, сыграв вместе с Дженнифер Лопес в картине «Если свекровь — монстр».
Джейн Фонда: Аэробика
«Феминизм — это не только о женщинах; речь идет о том, чтобы позволить всем людям жить полной жизнью».
Несмотря на свой возраст, актриса, которую называют «королевой аэробики», находится в прекрасной форме. В 80-е она разработала известный комплекс упражнений по аэробике, получив прибыль в 500 млн долларов, и выпустила книгу «Джейн Фонда. Упражнения». Актриса стала первой, кто сделал записи инструкций на видеокассетах.
Кроме того, Фонда организовала по всей Америке сеть спортивных залов.
В 1982-м она выпустила «Книгу разработок», тираж которой — 1,8 млн экземпляров — был полностью раскуплен и стал лидером продаж в категории нехудожественных книг, за исключением Библии. Среди других ее книг — «Моя такая длинная жизнь» (2005) и «Прайм-тайм: после 50 жизнь только начинается» (2011).
В начале 90-х Джейн Фонда посетила Москву по приглашению бывшего мэра столицы Юрия Лужкова, где приняла участие в знаменитом пробеге вокруг Кремля. Говорят, что после этого марафона у актрисы случился инфаркт, но сама она об этом никогда не говорила.
Джейн Фонда: Политика
«Люди удивляются, что республиканцы ведут войну с женщинами или что они голосуют против равной оплаты для женщин. Я не удивляюсь. В некотором смысле, это даже хорошо. Они защищают патриархат, который как раненый зверь! Но раненые звери всегда опасны».
Джейн Фонда с самого начала карьеры была вовлечена в различные общественные организации — например, поддерживала Движение за равные права чернокожих в США, выступала против войны во Вьетнаме, а в 1972 году даже совершила поездку в Ханой (актриса была в числе более трехсот активистов, приезжавших в Северный Вьетнам во время войны).
Правда, там она сфотографировалась у зенитной пушки — это фото вызвало резкую критику американского общества, и Фонде пришлось долго извиняться за свое поведение.
В 2011-м она вообще списала все на усталость от двухнедельного визита, которая не позволила вовремя распознать провокацию со стороны вьетнамских сопровождающих.
Впрочем, Джейн Фонда и в дальнейшем принимала участие в различных кампаниях. Она поддерживала феминистское движение, боролась за права коренных американцев (в 2017-м даже обратилась в их поддержку к Дональду Трампу). Она высказывала свое мнение об израильско-палестинском конфликте, о войне в Ираке, о защите окружающей среды. Актриса вполне осознавала, что могла ошибаться в своих суждениях.
«Я люблю ошибки, потому что они — единственный способ научиться чему-то».