На прошлой неделе Шевчук стал гостем шоу журналиста и видеоблогера Юрия Дудя. В начале беседы интервьюер попросил рокера подробнее рассказать о своем отношении к творчеству Шнурова. Стоит отметить, что о своей нелюбви к «Ленинграду» музыкант уже неоднократно заявлял ранее, однако Шнуров почему-то обратил на это внимание только сейчас.
«Мне они никогда не нравились. Я всегда в этом слышу мало музыки. Мало рока, больше попсы такой, — ответил Шевчук. — Но, как сказал Николай Бердяев, «склонен наш народ к оргиям и хороводам». Нет в этом того, что мне необходимо в музыке, в посыле каком-то интеллектуальном что ли».
«Вообще есть два типа культуры: дионисийский и апполонический. Об этом еще писали Гегель, Ницше.
Апполонический путь в культуре — это торжество духа, интеллекта, это светлый разум. И такого искусства очень много. А дионисийский — это вакханалия, ужас бытия, тьма, физика, стихия жизни, — продолжил музыкант. — И творчество Шнура — это как раз дионисийство чистой воды. В принципе, ничего плохого в этом нет, потому что апполоническое искусство в какие-то времена терпит крах, оно начинает стагнировать, застывает в этом торжестве интеллектуализма, становится пресным и в этом даже пошловатым.
И появляются такие люди, которые начинают это рвать: козлоногие паны с голыми нимфами, рвать эти все благородные устои и каноны, — и в этом тоже что-то есть, безусловно. Это всегда было в искусстве. Но мне больше нравится, когда и то, и другое есть в творчестве: и апполоническое, и дионисийское. В рок-н-ролле дионисийского очень много, поэтому много рок-н-ролла мне и не нравится».
На вопрос Дудя о том, когда отношения между музыкантами испортились, Шевчук отметил, что у них никогда не было каких-либо отношений. Он сослался на высказывание лидера «Ленинграда» о том, что «Шевчук стал всех учить жить», и признался, что такие аргументы встречал только «в спорах с дураками».
Также музыкант подчеркнул, что ему не нравится мат и «упрощение языка» в искусстве.
Об этом он уже много раз говорил в контексте «Ленинграда»: например, шесть лет назад он высказывал аналогичную мысль в программе Николая Сердотецкого «Разговор без правил».
Через некоторое время Шнуров выложил ответ лидеру «ДДТ» в своем инстаграме, где припомнил оппоненту изменение строчки «Пели и плясали, черт возьми» в песне «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов) на «Пели и плясали, как могли».
«На протяжении 20 лет Шевчук именно с этими словами исполнял свою песню «Дождь», но к 2013 году на него все-таки снизошло понимание некоторой странности этой строчки, и обращение к Черту с просьбой взять пляшущих и танцующих он заменил на нейтральное «как могли», но то, первое истинное желание, просочившееся, как я понимаю, неожиданно и подспудно, а именно — отдать на растерзание Черту «веселых и позабывших стыд», никуда не делось», — написал рокер.
«В своем недавнем интервью Ю.Ю. заявил, что «Ленинград» слушают ввиду тяжести наступивших времен, видимо, в 1993 году, когда расстреливали Белый Дом, при средней зарплате $60, когда отовсюду звучал его шлягер «Осень», времена были полегче», — добавил он.
«Что касается «Осени», то в шоу «Угадай Мелодию», где по первым нотам узнают песню, услышав шевчуковскую «Осень», люди знающие безошибочно приняли бы ее за «Голуби летят над нашей зоной».
Эта блатная песня была широко известна в узких кругах, — продолжил Шнуров. — Если бы Ю.Ю. выступал с постмодернистской позиции, мы могли бы увидеть в этом издевательскую цитату, но нет, не увидим, ведь Рок — это Он. Если же говорить о Его новых песнях, то лучше помолчать, потому как Великое требует тишины».
Вскоре фронтмен «Ленинграда» выложил еще один посвященный Шевчуку пост, на этот раз — стихотворный. В нем он заявил, что «даже в юности, когда я был патлатым, а не циничным, с рожей пропитой, и не ругался так ужасно матом, уже считал, что ДДТ — это отстой».
В среду Шевчук и «ДДТ» выступали в Казани в рамках тура «История звука». На пресс-конференции перед концертом журналисты вновь подняли вопрос о конфликте между музыкантами.
«Я всегда говорю свое мнение. И, по-моему, я высказался достаточно корректно и спокойно, даже философски. Сереженьке, Сергею… я бы пожелал света в душе, мужества и духовных сил нести свой тяжелый крест на новогодних корпоративах», — ответил Шевчук.
Он добавил, что в последнее время стал «малообщественным человеком».
«У меня такое мироощущение. Больше в лесу живу. Там нет лайков никаких, ты не зависишь от общественного мнения, никто за тобой не подглядывает, кроме белочек, птичек, синичек, — поделился Шевчук. — В лесу ты естественен, ты жив и объективен и никому зла не делаешь».
«Надо все-таки песни писать, а не выходить куда-то каждый день. Чтобы писать что-то, думать, необходимо одиночество. Это очень важно. Нужно минимум раздражения. Это нормально, мне кажется. Тогда ты какую-то глупость не сморозишь в этой суете», — заключил он.
Данное заявление Сергей Шнуров на момент написания заметки прокомментировать не успел.
Между фронтменами «ДДТ» и «Ленинграда» в прошлом уже возникали разногласия — правда, не на почве творчества. В 2010 году они заняли разные позиции во время скандала из-за Химкинского леса.
Шевчук встал на сторону активистов и поддержал протест против вырубки деревьев. В ответ на это у «Ленинграда» вышла песня «Химкинский лес». В ней Шнуров шутливо прокомментировал заявления рокера идущей рефреном строчкой: «Покупайте билеты, братья, я последний певец демократии».
На следующий год Шнуров выпустил самодельный клип на композицию «Антинародная», в котором спародировал Шевчука и лидера «Машины времени» Андрея Макаревича.