«Юноша с лютней» — одна из ранних, узнаваемых и самых известных картин итальянского революционера в европейской живописи, основателя реализма Микеланджело Караваджо — вновь выставляется в петербургском Эрмитаже. Последние три года картина находилась на реставрации. Экспозиция приурочена к дню рождения музея.
«Представление картины после ее реставрации — это исключительное событие не только для Эрмитажа, но и всего мирового художественного содружества», — сообщили в Эрмитаже.
По словам руководителя старейшей в России лаборатории научной реставрации станковой живописи Виктора Коробова, в процессе реставрации были удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Также после реставрации стали видны фиолетовый ирис в букете и мрамор стола на переднем плане.
Талантливый сын архитектора из Ломбарди, написавший множество картин на библейские сюжеты, вспыльчивый скандалист, картежник, изгнанник, осужденный за убийство, Караваджо написал «Лютниста» (картина имеет несколько названий — «Газета.Ru») в конце 16 века в Риме, где он обосновался после переезда из Северной Италии.
Заказчиком работы стал покровитель художника — кардинал Франческо дель Монте, в доме которого Караваджо прожил несколько лет.
Позже работу купил друг кардинала — антиквар и большой поклонник искусства Винченцо Джустиниани. В 1808 году его уникальная коллекция ушла с молотка на аукционе в Париже — семья обеднела, и потомкам нужны были средства. Еще до начала торгов российский император Александр I попросил директора Лувра Доминика Виван Денона купить «Лютниста» для Эрмитажа. Так картина оказалась в России — до сих пор это единственная работа мастера в стране.
Главный и единственный герой полотна — юноша в белой рубашке. Задумчивый, кудрявый и бледный, он перебирает струны треснувшей лютни на фоне темной стены. На столе перед ним — потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Для кого зашифровано любовное послание художника на картине — неизвестно.
Современники далеко не сразу приняли стилистику самого популярного художника Италии, который подчеркнуто отделял тени от света, очеловечивал святых в библейских сюжетах и стремился показывать жизнь такой, какая она есть.
Долгое время юношу принимали за девушку, играющую на лютне, поэтому картина выставлялась под другим названием — «Лютнистка».
В начале ХХ века искусствоведы все-таки выяснили, что лютнистка, на самом деле, — женоподобный нежный мальчик. Прототипом героя картины стал спутник Караваджо Марио Миннити, позировавший для многих его работ («Юноша с корзиной фруктов», «Музыканты», «Мальчик, укушенный ящерицей», «Призвание апостола Матфея»).
Всего существует три версии «Юноши с лютней». Две другие хранятся в музее Метрополитен в Нью-Йорке и в английской усадьбе Бадминтон-хаус.
Среди других заметных выставок, которыми Эрмитаж закрывает год, — «Поверженные. Умирающий галл и Малые посвящения Аттала» и «Джакомо Кваренги (1744-1817). Архитектор и рисовальщик». Кроме того, музей, хранящий одну из лучших коллекций текстиля в мире, насчитывающую более 24 тысяч предметов, открыл «Галерею костюма».
Выставка »Микеланджело Меризи да Караваджо. Юноша с лютней. К завершению реставрации» продлится до 25 марта 2018 года.