Женские шутки

Amazon представил сериал «Невероятная миссис Мэйзел»

Игорь Карев
imdb.com
На сервисе Amazon начался показ сериала «Невероятная миссис Мэйзел», в котором успешная домохозяйка становится успешным комиком благодаря шуткам об измене мужа.

1958 год. Мириам Мэйзел (Рэйчел Броснахэн) выросла в еврейской семье Верхнего Вест-Сайд, училась в престижном университете, но мужа выбрала, отмахнувшись от разумных советов родителей. Жизнь, впрочем, у них налажена. Днем Джоэль (Майкл Зеген) работает топ-менеджером крупной компании, а вечером едет в клуб, чтобы попробовать свои силы в качестве стендап-комика, заработать пару-тройку долларов и несколько аплодисментов. Она же занимается домом и детьми, а также служит кем-то вроде агента — договаривается о времени, считает количество хлопков и одобрительных выкриков, а также кормит Джоэля.

Но после неудачного выступления Джоэль заявляет, что у него есть любовница и он должен покинуть семью, в которой его не ценят. Мириам обращается за поддержкой к семье, но отец с матерью лишь напоминают, что они ее предупреждали. Тогда она выпивает бутылку вина и как была — в ночной рубашке и дорогом манто — идет в знакомый клуб, чтобы с его сцены рассказать о своем несчастье. Но увлекается, демонстрирует посетителям грудь — и оказывается в полицейском участке за нарушение норм морали. Залог за нее вносит бармен из клуба — одевающаяся в мужскую одежду Сьюзи (Алекс Борштейн), которая говорит, что номер миссис Мэйзел очень понравился публике и что у нее есть талант, который нужно развивать. Но Мириам сомневается — слишком плохие воспоминания связаны у нее со стендап-сценой.

Сервис Amazon Prime представил сериал «Невероятная миссис Мэйзел» (The Marvelous Mrs. Maisel) — историю женщины, которая стала комиком не от хорошей жизни и заложила новые высоты мастерства в этой профессии.

Amazon продолжает пожинать плоды, которые приносит начатый много лет назад конкурс пилотных эпизодов. Идея с отбором сериалов на основе зрительского голосования в свое время была весьма свежей, что позволило сервису выбрать несколько перспективных проектов — вроде альтернативно-исторической драмы «Человек в высоком замке» или драмедии «Очевидное». Правда, иногда то, что хорошо смотрится в одном эпизоде, становится не настолько замечательным в растянутом на целый сезон виде (например, недавние «Товарищ детектив» или пародийный «Тик»). Но удачные релизы случаются чаще.

<3>

«Невероятная миссис Мэйзел», в принципе, наследует сразу нескольким сериалам — причем по двум направлениям. В первую очередь, это очередное обращение к недавней истории — как российские телевизионщики любят снимать многосерийные фильмы о людях времен СССР, так и их американские коллеги изучают свое прошлое едва ли не под микроскопом. Очень успешные «Безумцы», не глянувшиеся зрителям «Винил» и «Отжиг» или близкий по тематике к «Миссис Мэйзел» «Умираю со смеху», рассказывающий о стендап-комиках начала 70-х.

Второе направление — это ситуация с правами женщин все в том же недавнем прошлом.

Правда, на этом поле лучшим сериалом оказался фантастический «Рассказ служанки» (экранизация романа Маргарет Этвуд), но и, к примеру, сериал о женском рестлинге «Блеск» (вышел на Netflix этим летом) был не самым плохим образцом жанра. Что любопытно — все проекты о незавидном положении прекрасной половины человечества, которое имело место несколько десятилетий назад, были начаты еще до сексуального скандала в Голливуде и около него (дело дошло даже до Шведской Академии, ответственной за Нобелевские премии по литературе), но оказались очень своевременными. Другое дело, что эти сериалы в чем-то играют на руку различным ванштейнам или спейси, позволяя им ткнуть в экран и напомнить, что совсем недавно (по историческим меркам) небольшой харассмент и грехом-то не считался. Напротив, он был едва ли не обязательной частью шоу-бизнеса, в котором всем заправляли мужчины.

Сейчас, разумеется, ситуация меняется — хотя, пожалуй, не так быстро, как хотелось бы феминисткам. Но разговоры о равных зарплатах актеров и актрис уже идут (непонятно, правда, чем все закончится), женщины все активней выходят на первый план в кино и на телевидении, а про Харви Ванштейна написали, кажется, все издания в мире.

Но в Нью-Йорке конца 50-х, о котором рассказывает «Невероятная миссис Мэйзел», все было привычно консервативно.

Главная героиня поначалу и не стремилась расстаться с навязанной ей обществом ролью примерной домохозяйки, которая занимается детьми, готовит вкусную еду, всячески поддерживает своего мужа. Она ложится спать позже, а встает на рассвете, чтобы он видел не ее косметические процедуры, а только результат, ведет специальную книжечку, в которую кропотливо заносит все «успехи» супруга, и внимательно следит за изменениями в своей фигуре. И только когда привычный мир рушится, она решается выйти на сцену и рассказать обо всем, чего добилась и чего лишилась. Ну и показать — раз уж вышла.

Впрочем, это все касается места женщины в обществе — а оно оказывается не самой важной частью первого эпизода «Невероятной миссис Мэйзел». Хотя и наиболее смешной — с позиций сегодняшнего дня, конечно.

С юмором же в сериале не все так гладко.

В принципе, уже в «Умираю со смеху» было понятно, что стендап-артисты из маленьких клубов и кафе — зрелище не для слабонервных. Настоящих талантов среди них немного, шутки чаще всего посвящены всему, что ниже пояса, и фактически имеет смысл обращать внимание только на тех, кто сумел пробиться (например, на телевидение) — там и уровень другой, и шутят они действительно смешно. Конечно, подобные шоу в развлекательных клубах по большей части бесплатны, а основная масса посетителей приходят не на комиков смотреть, но и попытки начинающих комиков привлечь к себе внимание вызывают стойкое чувство неловкости. За пределами сцены же они, как правило, ведут жизнь, не слишком отличающуюся от жизни среднестатистического бомжа — что тоже не слишком интересно наблюдать.

И пусть в «Умираю со смеху» был Лос-Анджелес 70-х, нью-йоркские забегаловки 50-х оказались ничем не лучше.

Характерный пример такого «комика по велению души» — экс-муж главной героини, который не может ни нормальное время для выступлений забронировать, ни номер придумать. Конечно, публике проще послушать пересказ репризы известного артиста, но добиться успеха в таких заведениях можно только со своими шутками. Выстраданными, вылизанными и многократно обкатанными на несчастных близких и неблизких. Ну или удачным экспромтом, который, впрочем, срабатывает лишь раз, а потом требует работы, работы и еще раз работы. Чем, видимо, миссис Мэйзел и займется в следующих сериях, окончательно превратив удачную драмедию о семье 50-х в несмешной клон «Умираю со смеху».