Британский телесериал-антология «Черное зеркало» по праву считается одним из лучших представителей золотого века современного телевидения, который, согласно западным критикам, начался в первой половине текущего десятилетия, когда появились «Настоящий детектив», «Острые козырьки» и «Фарго».
Во многом благодаря этому шоу в голливудском (да и вообще в мировом) актерском сообществе изменилось отношение к участию в многосерийных проектах. Если раньше звезды первой величины, многие из которых начинали свои карьеры именно на телевидении, избегали возвращаться на малый экран, соглашаясь разве что на эпизодические роли, тяготеющие скорее к камео, то
после Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона все наоборот стали повально соглашатьмся на «сольные» сериалы.
С середины 2010-х на телепроекты начали обращать внимание и именитые режиссеры: Мартина Скорсезе снял «Подпольную империю» со Стивом Бушеми и «Винил» с фронтменом The Rolling Stones Миком Джааггером в качестве музыкального продюсера, автор трилогии про «Друзей Оушена» Стивен Содерберг сделал два сезона «Больницы Никербокер» с Клайвом Оуэном в главной роли, а один из самых успешных проектов Netflix — «Карточный домик» с ныне печально известным Кевином Спейси — показал, что мастер триллера Дэвид Финчер не менее гениален и на малых экранах.
Все присущие этим и многим другим современным работам особенности есть и в «Черном зеркале» — поразительно остром и точном социальном высказывании (если не крике ужаса), помноженном на вот уже 19 эпизодов:
первостепенность сценария, именитые персонажи в титрах, «киношная» картинка и бюджет, доступная кабельным телеканалам и стриминговым платформам откровенность — в хорошем и не только смысле этого слова.
Первые два сезона и рождественский спецвыпуск выходили на общедоступном британском канале Channel 4, который по совершенно недальновидным соображениям решил проект продать Netflix за $40 млн. Сейчас одумавшиеся англичане запустили замену утраченному хиту — «Электрические сны Филипа К. Дика».
И верно, зачем вымучивать из несчастных сценаристов изобретательные антиутопические истории, если все давно за них придумал автор повести «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» («Бегущий по лезвию» в интерпретации Ридли Скотта) и вообще львиной доли сюжетов современных сай-фай картин, которые на самом деле — экранизации.
Онлайн-кинотеатр в два раза увеличил количество серий в сезоне, а критики и зрители продолжили млеть: на данный момент у третьего сезона самый высокий рейтинг на сайте Metacritic — 8,8.
Представителям некоторых изданий удалось посмотреть свежие эпизоды задолго до премьеры. Если им верить (а им хочется верить), это именно то, чего все ждали больше года. Так, обозреватель IGN дал продолжению «Черного зеркала» 8 баллов из 10, отметив, что четвертый сезон вышел «шокирующим, закрученным, озадачивающим, меланхоличным и редко — крайне редко — обнадеживающим».
Шоу продолжит концентрировать свое внимание на безрадостных перспективах технологического прогресса для человечества, с горечью иронизируя над нынешней действительностью. Вот и в общем трейлере сезона почти что издевательски Луи Армстронг поет про «прекрасный мир».
<7>
В серии «Архангел», которую поставила знаменитая актриса (а с некоторых пор и режиссер) Джоди Фостер, главная героиня решает воспользоваться новой разработкой — системой полного контроля за ребенком (ее название и вынесено в заглавие эпизода), которая должна защитить чадо от любых внешних угроз.
<1>
Оглядываясь на то, что мы видели в «Черном зеркале» раньше, думать о предстоящей судьбе девочки становится страшно — но именно за это сериал и люби́м.
«Крейсер «Каллистер» притворяется пародией на культовый «Звездный путь», но опытного зрителя не обманешь даже при всех стараниях Тоби Хейнса, режиссера нескольких серий ньюскула «Доктора Кто» и финала второго сезона «Шерлока» — да, того самого, с крышей и Мориарти. В итоге все окажется не тем, чем кажется.
<2>
В главных ролях — Джесси Племонс из второго сезона «Фарго» и Кристин Милиоти (оттуда же, но вообще — мама из «Как я встретил вашу маму»).
Серия «Крокодил» — во всяком случае, судя по тизеру, — выполнена в популярной последние несколько лет эстетике скандинавского нуара. Здесь концепция будущего отталкивается от успешно реализованных разработок в области анализа воспоминаний.
<3>
Что-то подобное было и у Дика в «Особом мнении», но вряд ли авторы «Зеркала» все у него позаимствовали.
В «Повесь диджея» нам покажут жуткий вариант эволюции сервисов знакомств вроде Tinder и Badoo. С помощью особого гаджета можно узнать длительность свидания с идеальным партнером, лучшие часы для секса и — главное – момент потери интереса к человеку. Правила нарушать нельзя.
<4>
Нетрудно догадаться, что за 51 минуту нам покажут, что будет, если все-таки их нарушить. В режиссерском кресле — мастер мафиозных и гангстерских историй Тимоти Ван Паттен, работавший над «Подпольной империей» Скорсезе и, предположительно, лучшим когда-либо снятым сериалом — «Кланом Сопрано». Подобный послужной список только добавляет интриги.
Показанные фрагменты из «Металлической головы» оставляют в приятном недоумении: то ли нас ждет не слишком закрученная эстетичная черно-белая постапокалиптика, то ли все закручено настолько, что не то что теряешься в догадках — догадок просто нет. В любом случае, оба варианта прекрасны.
<5>
Создатели «Черного зеркала» вполне могли решиться на демонстрацию наиболее худшего пути развития событий, которое приведет к катастрофе планетарного масштаба. А могли сделать и наоборот — предположить, что такое будущее еще не самый худший вариант.
«Черный музей» может, наконец, объединить разрозненные очерки «Черного зеркала» в единую вселенную сериала: вдруг в таинственном заведении посреди нигде мы отыщем артефакты из прошлых эпизодов.
<6>
Пока что все указывает на то, что сериал обзаведется собственной версией «Хранилища 13» с блэкджеком и всеми вытекающими. Или нет. Совы не то, чем кажутся.