Хармс
<2>
Это не первый подход документалиста Ивана Болотникова к фигуре Даниила Хармса. Точнее, Даниила Ювачева – более 10 лет назад он снял неигровую картину «Чудо Даниила Хармса». Одна из линий фильма – как раз обретение молодым и странноватым литератором нового имени, превращение псевдонима в альтер-эго.
Свой дебют в игровой режиссуре Болотников обставил любовно: одежда, выговор, манеры 20-х годов воспроизведены старательно.
Заглавного персонажа сыграл поляк Войтек Урбаньский, много работающий в Москве и Петербурге; кроме него, в картине можно видеть Артема Семакина («Не родись красивой», «Конь бледный») и актера «Гоголь-центра» Никиту Кукушкина («Мученик», «Класс коррекции»). А сам фильм ловко совмещает в себе экранизацию воспоминаний и любование одним из самых живых (и, увы, трагических) персонажей российской литературной истории.
Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину
<3>
Фильм маститого Андрея Хржановского, работавшего как в игровом, так и в анимационном жанрах (большую славу ему сделала трилогия о Пушкине, где режиссер оживил его рисунки).
Эти две техники он соединил как раз в фильме, названном по месту жительства Иосифа Бродского,
— в коммунальной квартире на Литейном проспекте, где семья военного моряка Александра Бродского жила именно в заявленных в названии фильма условиях. Сейчас там находится музей «Полторы комнаты».
Хржановский разделил роль Бродского между молодым Артемом Смолой, сделав смелое допущение о том, как выглядел поэт в юные годы, и режиссером и актером Григорием Константинопольским, обладающим потрясающим сходством с поэтом (к тому же усиленном париком и гримом).
Дневник его жены
<4>
Фильм, сделавший режиссера Алексея Учителя по-настоящему известным и принесший его создателям Государственную премию. Его и байопиком не назовешь – лента рассказывает о жизни Ивана Бунина в своем доме на французском побережье Адриатики в предвоенные годы и о разворачивающейся там любовной драме, которую разыгрывают Ольга Будина, Галина Тюнина и Елена Морозова. Формально Алексей Учитель взял дистанцию – всем ее участницам, кроме Бунина, заменили фамилии.
Однако это не помешало великолепно снятому фильму стать гимном творческой распущенности
– и драмой о том, к чему она приводит. В общем, автору «Матильды» сильно повезло, что Наталья Поклонская – пока что — не видела «Дневник…» и не читала его сценарий.
Сохрани мою речь навсегда
<5>
Удивительная картина об Осипе Мандельштаме, снятая по воспоминаниям, дневникам, фрагментам, мемуарам с участием Виктора Сухорукова, Чулпан Хаматовой, Инны Чуриковой. Это своего рода докуфикшн – авторы картины опирались только на документальные свидетельства, однако сложили их вместе во вполне художественное кинополотно, выполненное в смешанной технике.
Живая актерская игра здесь сочетается с наивной анимацией, а ключевых персонажей литературной жизни 1910-1920-х разыгрывают не люди, а куклы (!).
В послужном списке режиссера Романа Либерова – картины о Бродском, Ильфе и Петрове и Николае Гулмилеве. Однако именно «Сохрани…» стал в свое время самым громким событием и получил у публики и критики прием, сравнимый по градусу своей восторженности со знаменитым «Подстрочником» Олега Дормана.
Андерсен. Жизнь без любви
<6>
Эта картина стала последней у Эльдара Рязанова – и одновременно самой странной в его творческой биографии; режиссер, как следует из названия, сделал акцент на гинофобии – боязни женщин, которой страдал всю жизнь великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. А также на мелочности и тщеславии – что не помешало великому кинопостановщику описать его натуру с любовью и трепетом.
Отдельная удача – точно угаданный Сергей Мигицко в заглавной роли. Кроме него, в картине участвуют Сергей Гаркалин, Олег Табаков и др.