«Живые и мертвые» (1964)
Фильм режиссера Александра Столпера, рассказывающий о о первых месяцах Великой Отечественной войны, снят по первой части одноименного романа Константина Симонова. В двухсерийной картине Анатолий Папанов сыграл роль репрессированного генерала Серпилина. Премьера состоялась 24 февраля 1964 года. Лента получила главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1964), премию на Международном кинофестивале в Акапулько (1964), а также главную премию и приз за актерскую работу Папанова на ВКФ в Ленинграде (1964).
«Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу.
И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов», — написал Константин Симонов в предисловии к трилогии 1976 года издания.
Актер, в свою очередь, вспоминал о своей работе над ролью в книге «Холодное лето»: «Мне хотелось показать генерала Серпилина похожим на тех, кто выиграл войну. Я играл его как человека, который, несмотря на все беды, свершившиеся с ним, был по-настоящему глубоко счастлив. Удовлетворенность тем, что он делает, у Серпилина не внешняя. Он был мастером своего дела и, несмотря на внешнюю сухость, человечен и добр. Он был счастлив, когда вывел остатки своей части из окружения. И я как актер рад за него. И зритель верит мне».
По словам Папанова, ему приходилось «освобождаться от ненужных жестов, от внешнего проявления эмоций, от нерва, от слез — их не могло быть у этого человека». При этом актер продумывал каждую деталь образа своего героя. «Помните его в окружении?.. Каждый день брился, чистил сапоги…
Потерялся ромб — вырезал из материи, пришил к петлице.
Вы сами попробуйте надеть белую, только что выстиранную рубашку, галстук, застегнитесь на все пуговицы и сразу почувствуете себя в определенных рамках. Вы выпрямляетесь, не засовываете руки в карманы, не разваливаетесь небрежно…», — писал Папанов.
«Берегись автомобиля» (1966)
В лирической трагикомедии Эльдара Рязанова, рассказывающей о благородном угонщике автомобилей Юрии Деточкине, Папанов сыграл небольшую, но запоминающуюся роль грубоватого подполковника в отставке Сокол-Кружкина — тестя Димы Семицветова, чей автомобиль угнал Деточкин.
Фраза «Тебя посодют, а ты не воруй» стала поговоркой, а роль принесла Папанову первый серьезный успех.
Вместе с Папановым в ленте снимались: Иннокентий Смоктуновский, Ольга Аросева, Олег Ефремов, Андрей Миронов, Георгий Жженов, Вячеслав Невинный и другие актеры. В первый год проката картину посмотрели 29 млн зрителей.
«Конечно, своим приходом в кино я обязан Эльдару Рязанову. Очень интересной для меня была роль Сокола-Кружкина в комедии «Берегись автомобиля», вроде бы и комическая, но и глубокая — на словах идейный, честный человек, а на деле — жулик, спекулянт, умелый демагог… Было где развернуться фантазии — придумать облик его, например, повязанная носовым платком голова и галифе, заправленные в носки; его черты, манеры, грубые интонации и лошадиный смех», — писал Анатолий Папанов.
«Бриллиантовая рука» (1968)
Настоящая всесоюзная слава обрушилась на Папанова после роли контрабандиста Лелика в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая. Партнерами актера по фильму стали Андрей Миронов, Юрий Никулин, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин, Светлана Светличная, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова.
Съемки проходили в Баку, Краснодарском крае, Подмосковье и на «Мосфильме». Худсовет и критики встретили картину прохладно, чего не скажешь о зрителях. Фильм стал лидером советского кинопроката и вошел в первую пятерку лучших картин за всю историю СССР, собрав 76,7 млн зрителей.
Комедию мгновенно разобрали на цитаты. «Как говорит наш любимый шеф: «Если человек идиот, то это надолго», «Шоб ты издох! Шоб я видел тебя у гробу, у белых тапках», «Лопух!.. Такого возьмем бэз шуму и пыли!», «Дитям — мороженое, его бабе — цветы», «Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты», «Как говорит наш дорогой шеф, — Михал Иваныч, — куй железо, не отходя от кассы!», — Лелика, у которого ус отклеился, мгновенно полюбила страна, но сам актер остался недоволен своей работой.
«Зрителям запомнилась моя работа в кинофильме «Бриллиантовая рука». Там я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный. Тем, что получилось в фильме, я недоволен, — вспоминал актер в мемуарах. — Видимо, было несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными. Обидно, что зрители часто вспоминают среди других моих работ именно эту… Вообще мне не слишком интересно воплощать на сцене и на экране персонажей, для изображения которых требуется какая-то одна краска. Я всегда старался этого избегать».
«Белорусский вокзал» (1970)
В знаменитой картине Андрея Смирнова о бывших фронтовиках Папанов выходит за рамки комедийного героя и играет сентиментального, но сильного человека — бухгалтера Дубинского, который спустя 25 лет после окончания войны встречается со своими друзьями-однополчанами на похоронах товарища.
Вместе с Папановым в картине снимались: Евгений Леонов, Всеволод Сафонов, Алексей Глазырин, Нина Ургант. Фильм получил Главную премию на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах (1971).
«Это не совсем обычный фильм о войне — без грохота взрывов и атак, но от этого его эмоциональное воздействие оказалось даже еще более сильным благодаря таланту режиссера, — вспоминал Анатолий Папанов. —
Снимал фильм молодой режиссер, не знавший войны, но сын фронтовика Андрей Смирнов.
Он нашел удивительно точный интонационный ключ, и это помогло «без войны» рассказать о ней с таким неподдельным волнением и болью, что рассказ этот необыкновенно активно вторгается в духовный мир не только тех, кто пережил страшные испытания, но и тех, кто знает о войне лишь из книг и рассказов».
Автор песни «Нам нужна одна победа», которую пронзительно исполнила Нина Ургант, — Булат Окуджава. Позднее поэт говорил, что ему было важно написать окопную песню — «из тех, что на фронте пели». «По сценарию мы должны были плакать во время ее исполнения. Да что там должны, слезы просто душили — так велико было потрясение и от слов, и от музыки», — вспоминал свои ощущения Анатолий Папанов.
По словам актера, в своем герое больше всего он ценил такое качество, как неравнодушие. «Мой герой дорог мне своим неравнодушием к любым событиям, которые он видит, своей, кажущейся даже ему неумной, ответственностью — даже друзья усмехаются: такой, мол, ты незаменимый… — говорил актер. — Поэтому порой с тоской вспоминает он об армии — там-то все было проще, яснее: кто свой, кто враг. Смерть комбата, на похоронах которого Дубинский встретился с однополчанами, потрясла его. Он понял: жизнь быстротечна, нельзя упускать главное, ради чего мы живем.
«Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)
Драма режиссера Александра Прошкина о схватке бывших политзаключенных с бандой амнистированных уголовников стала последней картиной в жизни Анатолия Папанова. Зрители увидели ленту через год после смерти актера.
Действие фильма происходит летом 1953 года в отдаленной северной деревне. 27 марта, после смерти Сталина, вышел Указ Президиума Верховного совета СССР об амнистии — из тюрем и лагерей на свободу вышли более 2 млн уголовников. Герой Папанова — житель деревни и бывший главный инженер Николай Павлович Старобогатов, которого суд счел английским шпионом. Критика назвала картину «первым советским боевиком». Картину долго не выпускали в прокат — настолько сильным был антисталинский пафос фильма.
Съемки проходили в деревне Руга, под Петрозаводском, летом 1987 года. Из-за скоропостижной смерти Анатолия Папанова его персонажа озвучивал Игорь Ефимов.