Финалист телешоу «Битва Магов» Светозар — а в миру просто Ваня (Виктор Хориняк) — подрабатывает шарлатанским снятием и наведением порчи и однажды, естественно, напарывается на неприятности. Муж одной из околдованных им богачек выслеживает Ивана в торговом центре, в процессе погони по которому горе-чародей внезапно оказывается на сказочной лесной поляне. Там его встречает уже настоящий волшебник бомжеватого вида (Тимофей Трибунцев), который сообщает, что Иван — сын Ильи Муромца, и теперь ему предначертано спасти родное Белогорье. Спасать придется от диктатуры добра: в стране, где все хорошее победило все плохое, правят богатырь Добрыня (Евгений Дятлов) и его жена Варвара (Екатерина Вилкова). Все остальные богатыри на всякий случай обращены в камень, а Кащей (Константин Лавроненко), Баба-Яга (Елена Яковлева) и прочая нечисть томятся в заточении. Именно они и станут товарищами Ивана Ильича в его непростом путешествии назад в Москву ХХI века.
Поиск секретных ингредиентов, благодаря которым фильмы Роу и Птушко до сих пор искрятся волшебством, — давнее развлечение российских кинематографистов. Удовольствие в этом деле обычно получают только сами авторы, а
достучаться до зрительских сердец получилось лишь однажды — когда на экраны вышел фильм «Книга мастеров», сделанный компанией Disney уже восемь лет назад.
Несмотря на скверную критику и отсутствие восторга со стороны широкого зрителя, повалившие в кинотеатры люди дали понять, насколько истосковались по российским сказкам, а значит, эксперимент стоило продолжать.
Проделанная работа видна в «Последнем богатыре» буквально с первых кадров, в которых артист Вольфганг Черны в роли Алеши Поповича пытается сбежать от коварной Варвары. Компьютерная графика на уровне, цветокоррекция сделана. Статуи богатырей красиво погружаются на морское дно (апеллируя, конечно, к Пушкину, а не к фильму «Викинг», как может показаться на первый взгляд). Московский план, занимающий куда меньше экранного времени, тоже выглядит достойно. Пародия на «Битву экстрасенсов» сделана более или менее с уважением к оригиналу, монтаж бодрый, погоня по торговому центру смонтирована энергично.
Однако именно в тот момент, когда герой попадает, наконец, в Белогорье, становится ясно, что
что-то в этой сказке определенно пошло не так.
Былинные просторы почему-то озвучены песнями на иностранном языке. Водяной (отлично сыгранный Сергеем Буруновым) как будто сбежал откуда-то из «Шрека». У Бабы-Яги — дреды, у Царевны-лягушки — шарфик. Кроме того, непонятно, почему на протяжении всего путешествия по Белогорью герой находится в зоне действия сети своего мобильного оператора.
Это все, впрочем, объясняется довольно просто. Вместо того, чтобы на полном серьезе пытаться воскресить дух советской киносказки, авторы «Последнего богатыря» поскребли по сусекам и все, что наскребли, бросили в котел, где варится популярное подростковое фэнтези. И, как это часто бывает с приличными русскими кинопроектами, фильм получился вроде бы и неплохой, но не очень понятно, для кого. С одной стороны, тут хватает обаятельных эпизодов, а Кащей (блестящая работа Лавроненко) и Избушка на курьих ножках — то, что действительно стоит увидеть на большом экране.
С другой, в условиях, когда речь все-таки не идет о культурной блокаде, не совсем понятно,
зачем зрителю идти на русифицированную версию сценарных механизмов, давно работающих в голливудском фэнтези.
С другой стороны, из «Книги мастеров» на память и вовсе приходит один только Михаил Олегович Ефремов с сакраментальной фразой «Дорогой ты мой человек», а здесь таких эпизодов все же побольше. Так что вполне возможно, к следующему фильму мы получим нечто если не уровня «Садко», то хотя бы в духе «Там, на неведомых дорожках».