— В нескольких интервью после фильма «Франц» вы много говорили о своей любви к Хичкоку и о том, как пользуетесь открытыми им принципами игры со зрителем. «Франц» при этом был картиной довольно классического толка, в отличие от «Двуличного любовника», который получился как раз очень хичкоковским. Это сознательное движение?
— Хичкок это вообще один из моих самых любимых режиссеров, он интересен мне как раз вот этой игрой со зрительским вниманием. На самом деле, во «Франце» я уже открыто использовал его приемы. Если помните, там в середине фильма был поворот:
зритель вдруг обнаруживал, что герой совсем не тот, за кого себя выдает.
«Двуличный любовник» — это действительно мое дальнейшее исследование хичкоковских открытий. Фильм сделан в жанре психоэротического триллера — не знаю, есть ли такие фильмы в России, но Хичкок, на мой взгляд, был королем этого жанра.
<2>
— Это, кстати, интересно. Эротические триллеры — и эротическое кино — не слишком популярный жанр в последние годы. Почему вы решили в нем поработать?
— Когда я прочитал книгу Джойс Кэрол Оутс «Окаменелости», на которой основан сюжет фильма, я понял, что этот материал идеально подходит для моих экспериментов с мизансценой. Классические жанры не позволяют многих вещей, которые возможны в эротическом триллере. Там не получится так играть с отражениями, делением экрана и монтажом, как я делал это в «Двуличном любовнике».
— Что было отправной точкой для картины? Сама идея близнецов как чего-то странного или что-то другое?
— Не совсем так. В «Окаменелостях» Джойс Кэрол Оутс меня совершенно заворожил сюжет о том, как женщина начинает встречаться с двумя очень разными близнецами. Вернее, даже не это, хотя ситуация сама по себе очень пикантная, а то, насколько разной она становится с каждым из них. Именно это раздвоение мне хотелось показать в фильме.
— В фильмах типа «Окончательного анализа», на который отчасти похож «Двуличный любовник», главным героем, как правило, был мужчина. Вы считаете, что женщина больше подходит на роль героини триллера?
— Да! (смеется) Потому что герой-мужчина, прежде всего, действует, а женщина — чувствует, испытывает эмоции и выражает их. В психологическом кино эмоции важнее действий, и поэтому женщина здесь подходит идеально. Кроме того, в современной, очень патриархальной культуре женщина обычно предстает в роли жертвы. И если вывести ее на первый план, это дает очень интересный, неожиданный эффект.
— Как вам кажется, почему эротического кино стало так мало? Я могу вспомнить только фильм Пола Верхувена «Она», на который он долго не мог найти деньги и актрису…
— Я думаю, дело в том, что мы живем в очень пуританское время, эпоху тотальной политкорректности, которая несовместима с эротическим жанром. С другой стороны, меня интересовала как раз трансгрессия, которая есть в психоэротических триллерах, возможность поговорить о вещах более или менее несусветных. С другой стороны, сейчас в обществе очень сложное, неоднозначное отношение к психоанализу, а я, наоборот, люблю американское кино пятидесятых годов, в которых поход к психоаналитику считается идеальным решением и спасением от всех бед. Я нахожу это очень трогательным (улыбается).
— А вы сами верите в психоанализ?
— Да, я, конечно, верю в психоанализ. Мне кажется невероятно важным проговаривать свои проблемы. В «Двуличном любовнике» мне именно поэтому хотелось показать разницу между хорошим и плохим психоаналитиком. Поль — отличный специалист именно потому, что как только он понимает, что влюбляется, сразу предлагает Хлое прекратить сеансы и даже советует своего коллегу. С другой стороны, его брат Луи — средоточие всего худшего, с чем вы можете столкнуться в кабинете психоаналитика. Он нарушает все возможные правила и упивается властью над пациентом.
— Несмотря на то, что «Двуличный любовник» — это триллер, там довольно много смешного. Это сделано сознательно?
— Да, я специально смешал несколько жанров. С одной стороны, это почти что хоррор, но с другой — в фильме много комических эпизодов. Я считаю, что зритель должен получать удовольствие, когда он смотрит триллер, а удовольствие — это когда ты все время чувствуешь себя по-разному. Как будто ты пошел в луна-парк и катаешься там на американских горках, каруселях, колесе обозрения. Разные аттракционы дают разные эмоции. Того же эффекта я хочу добиться и в кино. Я как химик: беру немного оттуда, немного отсюда, смешиваю, взбалтываю, но никогда не знаю, каков будет конечный результат. Это всегда эксперимент — или что-то вроде детской игры. Я проецирую свои мысли на актеров, зрителей, сюжеты — и смотрю, что получится.
— И последний вопрос. Вы уже знаете, о чем будет следующий фильм? И будет ли его героиней женщина?
— Да, знаю, и нет — героем будет мужчина, это для меня новый вызов (улыбается). Вообще, весь сюжет будет построен вокруг мужских персонажей, и, кроме того, фильм будет основан на реальных событиях.