У гениального программиста Глеба Карелина (Валерий Панков) когда-то была семья, он был счастлив и занимался любимым делом. Но потом случился пожар, в котором погибли его жена и ребенок, а также все соседи, кроме девочки Риты (Валя Ляпина). Карелин обвинил в поджоге строительную фирму, которая собиралась выкупить землю под их домом, но расследование доказательств их вину не нашло, и тогда программист превратился в «Паука». Из-за травм он замуровал себя в стеклянном боксе со специальной атмосферой, напичкал эту «банку» сверхсовременными компьютерами и начал планировать месть. В ней ему помогают бывшая стриптизёрша Зоя (Майя Вознесенская) и стритрейсер Роман (Владимир Колосов), а также двое полицейских – Алена (Нелла Стрекаловская) и Сергей (Алексей Вакулов).
На канале «Че» начался показ сериала «Паук», который немного похож на американского «Мистера Робота», но наступает на все известные грабли фильмов о гениальных хакерах.
«Паук» для «Че» стал пилотным проектом в рамках новой стратегии, включающей, кроме всего прочего, и создание собственных сериалов. В принципе, через эту стадию («давайте снимем свой сериал») проходили многие телеканалы – и не только российские, большинству из которых пришлось встать на этот путь еще в 90-е. Американский кабельный HBO, к примеру, снимал сериалы с начала 80-х (а до этого десять лет показывал чужие фильмы), но к «Сексу в большом городе» и «Клану Сопрано» пришел только в конце 90-х, зато сейчас именно шоу этого канала лидируют по количеству номинаций (и призов) на премии «Эмми». А уже в этом десятилетии свои собственные сериалы выпустили Netflix и Amazon – причем оба сервиса, словно сговорившись, начали со скандальных тем.
Сейчас, конечно, даже «Карточный домик» или «Оранжевый — хит сезона» (Netflix) выглядит привычно (не говоря уже о драмедии «Очевидное», выпущенной Amazon), но на старте о них яростно спорили критики и зрители, что позволило не тратить время на привыкание аудитории к новым местам, на которых можно посмотреть хорошие сериалы. В итоге зрителей просто избаловали – они видели почти все. И когда еще один кабельный канал Epix тоже решил делать свои сериалы (дело было в 2016-м), его первые шоу особого интереса не вызвали (как, к примеру, политический «Грейвз»), а снять что-то провокационное и созвучное времени каналу банально недостало смелости.
«Че» оказался в ситуации Epix-а, когда сделать что-то выдающееся очень сложно.
Кроме того, не секрет, что в России ежегодно производится и выходит в эфир огромное – более двухсот — количество сериалов. И чтобы выйти на этот перенасыщенный и уже устоявшийся рынок, «Че» должен был предложить зрителям нечто выдающееся, запоминающееся. Скандальное, наконец.
Но «Паук» выглядит как обычный детектив, в который добавили немного фантастики, причем не той, которая о полетах к звездам, а «ближнего прицела».
Сериал очень близок к многочисленным детективным шоу дневного эфира, но частично мир «Паука» был позаимствован из фильмов о компьютерных хакерах, которые, вбивая зеленые строчки непонятных символов, могли добыть любую информацию. У Паука в аквариуме более современный интерфейс, но основной принцип – всемогущества компьютерных гениев – остался неизменным. Он пользуется последними (и, скорее всего, пока не изобретенными) достижениями науки и техники, может подключаться почти к любому устройству связи и получать любые сведения. И все это для того, чтобы находить и изобличать преступников – ведь Паук и собранная им команда похожи на «Неприкасаемых» выдуманного сценаристами сериала мира.
Смесь получилась в меру любопытная, но назвать «Паука» скандальным, пожалуй, будет сильным преувеличением.
В «Пауке» обычные преступники совершают преступления, обычные полицейские их расследуют — как умеют. Они, наверное, справились бы и без главного героя, который превращается в некоего «бога из машины», причем справились бы лучше и в рамках закона. Но вмешательство Паука приводит к тому, что с законностью в «Пауке» все становится плохо – когда, например, давление на свидетелей становится меньшим из грехов команды мстителей. Будь у членов этой команды суперспособности, получился бы неплохой телекомикс – благо, Marvel давно показывает супергероев по телевизору, так что можно идти проторенной дорожкой. Но беда «Паука» в том, что он старается оставаться нормальным насколько это возможно, и сериалу это даже удается. Но на фоне этой нормальности фантастическая составляющая сюжета слишком бросается в глаза и оказывается лишней и ненужной никому, кроме Паука.