«Салют-7»
<1>
В 1985 году советская орбитальная станция «Салют-7» перестала отвечать центру управления полетами. Для «оживления» станции отправляют космический корабль с опытным экипажем — командир Федоров (Владимир Вдовиченков) и бортинженер Алехин (Павел Деревянко) должны вручную пристыковаться к неуправляемой махине, найти неисправность и вернуть «Салют-7» в строй. Фильм Клима Шипенко основан на реальных событиях — летом 1985-го такую спасательную операцию провели Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Им удалось вернуть станцию в строй, но ненадолго: «Салют-7» принял еще две экспедиции и в 1986-м был законсервирован, а в 1991-м вошел в плотные слои атмосферы и упал на территории Аргентины и Чили. Фильм должен был выйти в апреле этого года — ко Дню космонавтики, но тогда прокатчики при участии Минкультуры развели два «космических» релиза — к дате была выпущена картина «Время первых», посвященная первому выходу человека в открытый космос.
<2>
«Аритмия»
<3>
Борис Хлебников («Коктебель», «Сумасшедшая помощь», «Долгая счастливая жизнь», «Озабоченные») снял историю про наших современников — семейную пару врачей скорой помощи, которые решили развестись и застыли на полдороги — она любит его, но хочет, чтобы он изменился, он любит ее, но меняться не хочет — равно как и, например, бросать пить. Мелодраматический сюжет разыгрывается на фоне примет нашего времени — и оттого попадает в самый актуальный зрительский нерв. Известно, что с фестивальных показов даже мужчины выходили с мокрыми глазами. Фильм взял главный приз на сочинском «Кинотавре» — главном смотре российского кино.
<4>
«My Little Pony в кино»
<5>
В начале 1980-х компания Hasbro выпустила серию игрушек для девочек, а потом, чтобы поддержать их продажи, — и сериал «My Little Pony». Сериал (и игрушки тоже, разумеется) оказался очень популярным и породил целую фанатскую субкультуру (что удивительно — среди поклонников оказались и взрослые мужчины). В 2010-м «My Little Pony» снова вернулись (мультсериал «Дружба — это чудо»), а сейчас дело дошло и до полнометражного фильма. Сюжет, как обычно, не слишком замысловат — злой король Шторм собирается лишить пони магических сил, пони отправляются в опасное путешествие и сталкиваются в дороге со множеством опасностей. В общем, еще немного пони для девочек и для тех, кто называет себя «брони».
<6>
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
<7>
Успешно проехавшийся по летним кинофестивалям полнометражный дебют молодого режиссера Александра Ханта сделан в популярном на рубеже тысячелетий жанре «тарантиоида». Это условно гангстерская история про то, как гопник Витька Чеснок (Евгений Ткачук) везет своего парализованного отца Леху Штыря (Алексей Серебряков) в дом инвалидов, дабы получить оставшуюся от непутевого родителя-уголовника квартиру. По пути героям, естественно, встречаются разномастные чудища, населяющие русскую глубинку, что роднит картину с хитами последних лет вроде фильма «Горько». В этом заключается и разница между «Витькой Чесноком» и фильмами вроде «Одной любви на миллион»: несмотря на то, что картина сделана в эстетской манере и населена подчеркнуто неприятными персонажами, она вполне может стать новым культовым народным хитом.
<8>
«Родные»
<9>
Фильм одного из лучших кинодокументалистов, президента фестиваля «Артдокфест» Виталия Манского («Труба», «Анатомия тату», «Родина или смерть») снят на фоне киевских событий 2014 года и последовавшего российско-украинского кризиса. Уроженец Львова Манский показывает историю страны через призму личной истории своей семьи и взаимоотношений между родственниками, которые внезапно оказались по разные стороны баррикад. Съемки проходили в самых разных местах — от Львова до Донбасса, в том числе в Киеве, Одессе, Севастополе.
Картина долго не могла получить прокатное удостоверение — это стало возможным только после того, как дистрибутор пожаловался на действия Министерства культуры РФ в прокуратуру. Ранее министр культуры Владимир Мединский пообещал не выделять бюджетные деньги на проекты Манского за «антигосударственные высказывания». С 2015 года режиссер проживает в Риге.
<10>