Открытое письмо ведущего опубликовано на сайте pozneronline.ru. Церемония награждения лауреатов ТЭФИ прошла накануне в концертном зале «Россия».
В своем обращении Познер вспоминает, как в 1994 году стал президентом созданной энтузиастами Академии российского телевидения и по просьбе коллег обратился к скульптору Эрнсту Неизвестному, предложив создать приз для победителей. При этом
ведущий пообещал скульптору, что приложит все усилия к тому, чтобы выбор финалистов и победителей премии был демократичным.
«При всех своих шероховатостях и недостатках конкурса «ТЭФИ» выбор финалистов и победителей конкурса был абсолютно демократичным: в нем принимали участие все члены Академии, при этом каждый сам решал, в обсуждении каких номинаций он хочет принимать участие, а
в выборе победителей участвовали все без исключения члены Академии», — говорится в письме.
В 2013 году после формирования Индустриального комитета, который стал проводить конкурс вместо Академии российского телевидения, премия претерпела существенные изменения и «в своем нынешнем виде отличается от прежнего принципиально».
По словам Познера, в состав ИК входят лишь семь учредителей – ровно вдвое меньше, чем входило в Академию. Кроме того, сократилось количество профессиональных номинаций, и за бортом оставлен целый ряд профессий, «без которых просто нет телевидения».
«В-третьих – и это самое главное – выбирают финалистов и победителей не члены Академии российского телевидения, а назначенное руководством ИК «жюри» — возмущается ведущий.
В этом году, уточняет Познер, таких «выборщиков» было назначено вдвое меньше, по 10 человек от каждого учредителя – то есть 70 человек. Каждый из них голосовал по всем номинациям сразу, вне зависимости от своей профессиональной экспертизы. В выборе же победителей участвовали всего 14 человек – по 2 от каждого учредителя.
Ведущий также подчеркивает, что протокол, согласно которому Фонд АРТ должен был войти в состав учредителей ИК в обмен на временное предоставление прав на бренд премии и статуэтку, не выполняется. А заодно напоминает, что статуэтка Орфея, равно как и название «ТЭФИ», является юридической собственностью Академии российского телевидения.
В конце письма Познер просит членов Индустриального комитета «в память об Эрнсте Неизвестном» отказаться от названия «ТЭФИ», статуэтки «Орфея» и придумать собственный приз.
«Вряд ли возможно спорить с тем, что нынешний порядок проведения «ТЭФИ» не имеет ничего общего с демократическим выбором. Нет ни малейших сомнений, что Эрнст Неизвестный, который скончался в августе 2016-го, узнав о том, что произошло с «ТЭФИ», напомнил бы мне о моем обещании.», — резюмирует ведущий.
«Какое телевидение - такие итоги»,
- так прокомментировал результаты ТЭФИ и обращение ее президента-основателя Александр Любимов, вице-президент Академии российского телевидения и основатель телекомпании ВИД. «Раньше медиахолдинги продвигали идею качества, а более старые члены Академии отдавали статуэтки каналу «Культура» в знак протеста», - размышляет Любимов, — этот канал, правда, тоже утратил свои позиции». Теперь же, по мнению экспертов, победила корпоративность, но «она соответствует тому телевидению, которое у нас есть».
«Это такой коллективный «Дом-2», - сравнивает Любимов.
При Познере, по мнению Любимова, ТЭФИ тоже не была идеальной: «Он тоже не справился с некоторыми трудностями. А призыв к уничтожению того, что есть, считаю не очень приличным для мэтра. Зачем разрушать?
Премию можно критиковать, но пользоваться слабостью и разрушать — это типичная позиция шестидесятников».
При этом вице-президент Академии гордится сотрудничеством с Владимиром Познером: «Мы вместе работали над проектом «ТЭФИ Регион». Это очень важный проект для региональных журналистов. Только ради этого премию стоит оставить. Давайте делать все, чтобы премия была лучше», - резюмировал Любимов.
Недовольны ТЭФИ не только ее первый президент, но и многие зрители — правда, по другим причинам: их удивили результаты в некоторых номинациях. В частности, в соцсетях
активно обсуждалась победа в номинации «Просвещение» программы «Военная тайна», решенной в хлесткой стилистической манере — один из последних ее выпусков был посвящен теориям о плоской земле и их развенчанию.
Особенно показательно, что соперницей в этой номинации была любимая программа интеллигенции «Большая опера» — высоколобый аналог поп-музыкальных шоу на каналах первой тройки, своего рода «оперный «Голос».
Кроме того, неоднозначную реакцию вызвали победа «Вестей недели» Владимира Соловьева как лучшего интервьюера. Программа донельзя политизированного Дмитрия Киселева на России, например, оставила позади более мягкого «Доброва», а не менее политизированного Соловьева посчитали лучшим по сравнению с мягкой и аполитичной Юлией Меньшовой.