В июле 2015 года стало известно, что у оперного певца Зураба Соткилава обнаружен рак поджелудочной железы. В Германии Соткилаве сделали операцию, он прошел курс химиотерапии в России и в августе объявил об излечении и уже осенью провел первый после выздоровления концерт, выступив в Сергиевом Посаде.
«После операции Зураб Лаврентьевич чувствовал себя неплохо, и была надежда, что все будет хорошо. Но, к сожалению, этого не произошло», — рассказали РИА «Новости» родственники певца. По их словам, Соткилава скончался в ночь на понедельник, 18 сентября.
Прощание и погребение Зураба Соткилава пройдут в Грузии, пишет «Интерфакс» со ссылкой на его супругу.
В то же время Иосиф Кобзон рассказал РБК, что прощание с певцом состоится в среду, 20 сентября, в Большом театре, а похоронен он будет в Тбилиси.
Зураб Соткилава родился в 1937 году в Сухуми, с детства увлекался футболом и, по его собственным воспоминаниям, уже в 14 лет играл в сухумском «Динамо» (в то время играло в чемпионате Грузии), а в шестнадцать его взяли в тбилисское «Динамо». Он был капитаном молодежной сборной Грузии, которая стала чемпионом СССР, попал в основной состав «Динамо» и мог бы стать звездой футбола, но две тяжелые травмы, полученные в международных матчах в конце 50-х, поставили на спортивной карьере Соткилавы крест.
Он не отчаивался. «Я готовил себя к профессии горного инженера», — вспоминал Соткилава о еще одной своей ипостаси — еще во время игры в «Динамо» он поступил в Политехнический институт и окончил его через год после ухода из спорта. Но на шахте поработал только во время институтской практики.
в отдельном репортаже
В детстве Соткилава по настоянию родителей занимался и музыкой, но футбол любил больше, и даже восхищение своим голосом воспринимал спокойно («Грузинский народ очень музыкален, у нас поют все — от мала до велика», — вспоминал он позже). Но уже через день после окончания Политеха 23-летний Соткилава подал документ в Тбилисскую консерваторию — и был принят.
В консерватории учителя исправили ошибку молодого певца — он начинал учиться как баритон, но оказался тенором. В 1965-м он дебютировал на сцене Грузинского государственного театра оперы и балета, исполнив партию Каварадосси в «Тоске» Пуччини, через год отправился на стажировку в театр «Ла Скала», в 1968-м получил главный приз болгарского фестиваля «Золотой Орфей», через пару лет выиграл вторую премию международного конкурса имени Чайковского в Москве.
В конце 1973 года Соткилава — уже в статусе народного артиста Грузинской ССР — вышел на сцену Большого театра. А потом был принят и в оперную труппу.
За время работы в главном театре страны Соткилава сформировал свой репертуар (критики называли его «классическим героем-любовником итальянской оперы») — в него входили как партия Отелло из оперы Верди, так и Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Он пел и Самозванца из »Бориса Годунова» Мусоргского — и уже в нулевые возмущался новой версией этой оперы. Соткилава гастролировал в Европе, пел в парижском Театре Елисейских Полей, в США, в Италии. В 1979-м он получил почетное звание народного артиста СССР.
Наград у Соткилавы вообще было много —
он получал ордена и медали, был лауреатом Госпремии Грузинской ССР (в 1983-м), уже в наше время был удостоен тремя российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» (вторую степень он получил летом 2017-го). После распада СССР продолжал жить в России, но не забывал и родную Грузию — и его расстраивала только невозможность приехать в Абхазию; ему могли помочь с этим власти России, но он не стал просить о помощи. Очень тяжело Соткилава принял и грузинско-российскую «пятидневную» войну в августе 2008-го — но не стал вставать ни на одну из сторон конфликта.
По теории Соткилавы, поколения в опере сменяются раз в 25 лет. Себя он относил к тому поколению, в котором выступали Елена Образцова и Евгений Нестеренко, и сокрушался, что они «задержались на сцене». Можно позволить себе с ним не согласиться - все трое, и Соткилава прежде всего, были лицами российской культуры и любимцами — как власти, так и народа; «на Соткилаву», где бы он ни выступал, спекулянты всегда продавали билеты втридорога. Соткилава так и вовсе был настоящей поп-звездой — еще с советских времен появлялся в новогодних «огоньках», а в наше время был частым — и очень интересным — гостем программ телеканала «Культура».
«Нас некому сменить», — тем не менее, сетовал говорил он в одном из интервью, но делал все, чтобы исправить эту ситуацию — с середины 80-х Зураб Соткилава преподавал на кафедре сольного пения в Московской консерватории. Чтобы новые певцы все же появлялись. а поколения сменялись в положенный срок.