Фестиваль имени оркестра

Люка Дебарг, Михаил Плетнев и Ольга Перетятько: открывается Большой фестиваль Российского национального оркестра

Майя Крылова
Ольга Перетятько Ирина Шымчак
Фестиваль Российского национального оркестра во главе с Михаилом Плетневым начнется концертом с участием Люки Дебарга и продлится до 2 октября. «Газета.Ru» разбиралась в программе смотра, проходящего в зале им. Чайковского и открывающего филармонический фестивальный сезон в Москве

Люка Дебарг

Со времен победы французского пианиста на последнем конкурсе имени Чайковского имидж лауреата и любимчика у московской публики только укрепился: в социальных сетях даже появились группы его российских поклонников (ипоклонниц), отслеживающие каждое телодвижение кумира; критика иронически поминает русского Ваню - Вэна Клайберна.

Их многое роднит – интеллигентное лицо, очки, аура беззащитности, прикрывающей великое – наверняка — будущее в профессии.

Московская публика, увидела в Дебарге противовес череде самоуверенных виртуозов — он играет с душой, а не демонстрирует чудеса техники.

Его биография – своего рода сказка про Золушку. Позднее начало занятий — лишь в 11 лет – начало занятий музыкой. Да к тому же перерыв в 15 - на бас-гитару в рок- группе. Неправильно, « как у любителя», поставленные руки». К тому же, до конкурса в Москве безвестный пианист почти не играл с оркестром. Тем не менее, выступление на втором туре, когда он играл Метнера и Равеля, привело в восторг всех.

Но в итоге – лишь четвертое место приз Ассоциации музыкальных критиков – и безумные овации публики на заключительном концерте.

Сейчас Дебаргу 27 лет, и его карьера успешна, хотя не феноменальна. Он закончил, наконец, учиться; обзавелся личным импресарио, контрактом с «Sony Classic» и двумя сольными дисками. Много гастролирует по миру, от маленьких французских городков до престижных концертных залов в столицах. На фестивале РНО Дебарг сыграет Первый фортепианный концерт Равеля; отголоски джаза, введенные композитором, совпадают с давней привязанностью Дебарга к такого рода музыке.

Он часто дает глубокомысленные интервью, рассказывая о своей внутренней музыке, которой не нужно внешнее музицирование. О недоверии к изощренной технике пальцев, которую нужно заменить «техникой слуха». И о том, что предпочитает музыкантов, которых к вершинам в искусстве медленно, но верно вел интеллект.

Плетнев, Репин и Перетятько

Ну, а главный герой фестиваля - Российский национальный оркестр (РНО) основанный в 1990 году Михаилом Плетневым, с тех пор им пестуемый и не выходящий из поля внимания меломанов всего мира. Начнется фест с сюиты из музыки к драме Доде «Арлезианка», написанной Бизе в 1872 году для спектакля в парижском театре «Водевиль». Позднее сам автор сделал концертную сюиту, а через несколько лет по его следам пошел друг Бизе — композитор Эрнест Гиро.

Но фестивальная сюита из фрагментов обеих прежних составлена Плетневым, который любит все делать сам.

Он же встанет и за пульт Российского национального оркестра.

Последний концерт - «Русалка» Даргомыжского, и ее появление в афише – во-первых, традиция фестиваля (в прежних программах непременно было концертное исполнение какой-нибудь оперы), а во-вторых, следствие особой любви Плетнева к опере девятнадцатого века.

Михаил Плетнев Ирина Шымчак

Между этими вехами задумано многое. Например, сольный вечер звезды мировой оперы Ольги Перетятько. На самом деле, по первоначальному плану должна была исполняться одна из опер Россини, а дирижировать ею намеревался знаменитый Альберто Дзедда, патриарх итальянской оперы и специалист по россиниевским партитурам и фирменному стилю. Дзедда участвовал прежде в четырех фестивалях РНО, но скончался буквально на следующий день после объявления программы нынешнего фестиваля. Так что концерт Перетятько, которая, щеголяя колоратурами, споет арии Семирамиды, Графини де Фолвиль, Аменаиды, Фьориллы и каватину Розины (все - из разных опер композитора), - не только блеск виртуозного бельканто, но и красивые воспоминания о маэстро Дзедда.

Ольга Перетятько Ирина Шымчак

Кроме того, состоится совместное музицирование скрипача Вадима Репина и РНО с российской премьерой скрипичного концерта современного шотландского композитора Джеймса МакМиллана. Концерт, впервые исполненный в лондонском зале «Барбикан» в 2010 году, написан специально для Репина (такой чести удостаивался, например, Мстислав Растропович, для которого композитор написал виолончельный опус). С тех пор Репин не раз играл шотландскую музыку и даже сделал ее запись. Экспрессивный концерт, в котором названия частей отсылают к песням и танцам, написан МакМилланом в память о матери. В этот же вечер прозвучит Третья симфония Бетховена, прославляющая, как известно, силу духа и героизм свершений — со знаменитым, с первой ноты узнаваемым, похоронным маршем во второй части. Посвящен этот опус был, кстати, Наполеону:

Бетховен одно время восхищался как адептом свободы. Но прослышав, что Бонапарт сделал себя императором, снял посвящение.

Вадим Репин Ирина Шымчак

И, наконец, важная веха фестиваля - появление Плетнева за фортепиано: пианист он, как известно, не менее завораживающий, чем дирижер. Глубокие и часто неожиданные интерпретации на этот раз коснутся Второго фортепианного концерта Сен-Санса, редко исполняемого в России. Рядом с французской музыкой прозвучит украинская: первое российское исполнение оригинальной версии (первой редакции) Третьей симфонии Бориса Лятошинского. Это сочинение появилось в середине ХХ века, — автору тогда надавали идеологических оплеух за трактовку темы войны «в духе буржуазного пацифизма».

Пришлось Лятошинскому сочинять оптимистический финал вместо уже написанного трагического. Впоследствии первую редакцию восстановили в правах — именно ее услышат в Москве.

За пульт встанет украинский дирижер Кирилл Карабиц.