Джимми Логан (Ченниг Татум) — в прошлом звезда футбольной сборной, а ныне разнорабочий в Вирджинии, которого отстраняют от работы, поскольку начальству кто-то наябедничал, что он хромает. Погоревав, он обнаруживает, что бывшая жена с дочкой собрались переезжать, а ему нужны деньги на адвоката по делу об опеке. Иного выхода, кроме разбоя, Логан для себя не видит, тем более, что он хорошо осведомлен о движении финансовых потоков на местном стадионе, где скоро состоятся гоночные соревнования. Для реализации изощренного плана нужны компаньоны, которыми становятся однорукий брат Джимми Клайд (Адам Драйвер), их сестра Мелли (Райли Кио), а также подрывник Джо Бабах (Дэниел Крэйг) и два его душевных родственника, делающих орфографические ошибки даже в татуировках.
Четыре года назад Стивен Содерберг во всеуслышание заявил об уходе из кинематографа на телевизионную пенсию.
Это, конечно, была шутка — за эти годы он сделал несколько телефильмов и гениальный сериал «Больница Никербокер», однако причины ухода из большого кино были совсем не шуточные. Режиссер решил расстаться со студийными контрактами, поскольку устал считаться с продюсерским диктатом, нарушающим его творческую свободу. Собственно, нынешнее элегантное возвращение формально вроде как вызвано именно желанием проверить новую схему производства, при которой никто лишний не дышит в гладко выбритый затылок постановщика. Эксперимент, очевидно, удался.
Содерберг успешно продал права на показ «Удачи Логана» по телевизору, в интернете и за рубежом, а потом примерно на эти деньги снял фильм, доказав, что состоявшийся автор в помощи студий более не нуждается.
Ни один текст про Содерберга не обходится без дежурных комплиментов его интеллекту, который в данном случае, судя по всему, помог ему учесть, что криминальную комедию про деревенщин после выборов Трампа вряд ли ждут большие сборы. Фильм действительно формально провалился в США, собрав чуть больше $20 млн, но наверняка доберет свое по миру. А главное — этой суммы, с учетом придуманной Содербергом схемы, вполне достаточно, чтобы все участники процесса остались в плюсе.
Впрочем, формальные обоснования нарушенного обещания об уходе из кино стоят недорого. Содерберг уже давным-давно никому ничего не должен и руководствуется исключительно собственными мотивами, а не попытками создания информационного шума вокруг своего имени.
«Удача Логана» в соответствии с этими обстоятельствами выглядит так, будто режиссер никуда никогда не уходил — тем более, что все это время он действительно активно работал по профессии.
Новая картина на этапе промо выглядела гопническим ремиксом «Одиннадцати друзей Оушена»,
но на практике представляет собой нечто иное. Формально, это действительно авантюрное кино, в котором вместо сборной заслуженных деятелей Голливуда — отшлифованный самим Содербергом в предыдущих фильмах Татум, с радостью вырвавшийся из джеймсбондовского смокинга Крейг и восходящая звезда Драйвер. Играют они при этом героев, максимально далеких от обаятельных мошенников из банды Дэнни Оушена. В подобном хождении в народ велик соблазн увидеть сатирический пафос ехидного умника, но тут стоит вспомнить, что сам постановщик родом из южной Джорджии.
Этим, кажется, объясняется то, что выписаны Логаны и их сообщники если не с любовью, то с явным знанием фактуры и своеобразной ироничной симпатией.
Это, однако, касается только Содерберга-сценариста (впрочем, сценарий, по легенде, написан его женой). Что же до режиссерской ипостаси, то ни о каком пошлом сочувствии речи здесь традиционно не идет. Постановщик занят исключительно решением формальных задач, с которыми он справляется традиционно блистательно. В теории,
«Удачу Логана» можно показывать студентам кинематографических вузов вообще без звука. Филигранно подобранные ракурсы и монтажные фразы здесь дышат такой легкостью, какая бывает у лучших пианистов импровизаторов.
Это сложно организованное кино смотрится так, будто Содерберг способен делать по пять таких фильмов в неделю — и это, скорее всего, действительно так. Отличает новый фильм от, допустим, «Нокаута» (в котором режиссер издевался над жанром боевика с драками) то, что от зрителя тут вообще не требуется понимания технических тонкостей. «Удача Логана» легко разбирается на цитаты, причем речь идет не только о диалогах, но и, скажем, о походке Джо Бабаха (не говоря уже о его выдающемся имени).
При всей виртуозности, это настоящее «кино хорошего настроения», вроде классической «Аферы» с Робертом Редфордом и Полом Ньюманом. Идеальный монтаж тут драпирует некоторую драматургическую условность — о том, как в голове человека с лицом Татума созрел такой хитроумный план, думать категорически не хочется. Зато хочется с огромным удовольствием вглядываться в лица даже эпизодических персонажей, запоминать наряды Райли Кио (которая одевается в стиле «кислотная рыболовная сеть») и восхищаться тем, как неприятное лицо Адама Драйвера ловко прячется за длинными волосами. Тем приятнее, что, поскольку эксперимент Содерберга удался, герои, вполне вероятно, еще вернутся на экран. Если, конечно, режиссер не вернется к замыслу 3D-мюзикла про Клеопатру — тоже, в общем, не худший вариант.