«Я не политик. Я режиссер. И я не хочу, чтобы меня использовали в чьих-то грязных интересах», — написал Кирилл Серебренников в письме, которое в понедельник, 4 сентября, было опубликовано в аккаунте немецкого актера Ларса Айдингера в Instagram. Автор записи утверждает, что Серебренников передал ему письмо во время своего последнего визита в Германию и просил обнародовать его в том случае, если он будет арестован.
«Дорогие друзья, — написал Серебренников, — Если вы читаете это письмо, значит, все пошло не так, как я думал. <...> Я прошу вас сохранять спокойствие и не поддаваться провокациям некоторых политических мошенников, пытающихся заработать деньги на любом событии, которое можно обратить против власти».
Серебренников якобы указывает, что после возбуждения уголовного дела (против АНО «Седьмая студия» — «Газета.Ru») он слышал различные спекуляции в свой адрес.
Режиссер приводит в качестве примера предложение украинского президента Петра Порошенко возглавить один из театров Украины и снять пропагандистское кино при государственной поддержке.
«Я благодарен за такое внимание к моей персоне, но я не уйду», — отмечает автор письма. Он поблагодарил своих друзей в России и за рубежом за поддержку и добавил, что в стране есть силы, которые рассматривают его работу в искусстве как не имеющую права на существование и активно поддерживают несправедливый арест режиссера.
Напомним, что письмо было накануне заседания Мосгорсуда, на котором должна была рассматриваться жалоба защиты режиссера на домашний арест. Перед его началом Дмитрий Харитонов рассказал прессе, что Серебренников не отправлял письмо немецкому актеру Ларсу Айдингеру. «Никакого письма Кирилла Серебренникова Ларсу Айдингеру не было. Кирилл ничего ему не посылал и не просил ни о какой-либо помощи. Ни в этом, ни в прошлом году. Мы воспринимаем это как провокацию»,— передает слова Харитонова агентство «РИА Новости» .
Напомним, что о «Деле «Седьмой студии» стало известно в конце мая этого года, когда Следственный комитет провел серию обысков — в том числе у Кирилла Серебренникова дома и в его кабинете в театре «Гоголь-центр». АНО «Седьмая студия» обвиняли в хищении государственных средств, выделенных на проведение проекта «Платформа» в 2011-2014 годах (называлась сумма в 210 млн рублей). После обысков режиссер получил статус свидетеля, а чуть позже были арестованы экс-бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева и бывший генеральный директор организации Юрий Итин. Масляева была помещена в СИЗО, а Итин — под домашний арест.
В июне был задержан бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» (а также бывший директор «Гоголь-центра») Алексей Малобродский, который также был помещен под стражу. Они обвинялись в присвоении средств, выделенных на «Платформу» — например, Малобродскому вменяли хищение 2,3 млн рублей, которые якобы были потрачены на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь»; прокурор даже высказал сомнение в том, что такой спектакль был поставлен, причем представленые защитой многочисленные рецензии на «Сон...» в прессе его не убедили.
Серебренников был арестован в конце августа, в Петербурге, где он снимал (в качестве режиссера) фильм о Викторе Цое.
Его в микроавтобусе доставили в Москву, а после допроса и ночи в изоляторе временного содержания привезли в Басманный суд. Судья решил оставить его под домашним арестом — но с правом посещения театра, которым он руководит (в «Гоголь-центре» готовятся несколько спектаклей нового сезона) с разрешения следователя. Работа над картиной о Цое — после досъемки нескольких технических сцен — была приостановлена.
Еще во время майских обысков в поддержку Серебренникова и «Седьмой студии» высказались многие российские деятели культуры — среди них были Чулпан Хаматова и Федор Бондарчук, а Евгений Миронов передал письмо с аналогичным содержанием лично в руки Владимиру Путину во время церемонии вручения госнаград в Кремле. В поддержку режиссера также высказывались Теодор Курентзис, Гидон Кремер, режиссер Томас Остермайер, драматург Мариус фон Майенбург, Кейт Бланшетт, Эльфрида Елинек, Фолькер Шлендорф, Изабель Юппер, дирекция Европейской киноакадемии и Авиньонского фестиваля, Ассоциация театральных критиков, Союз театральных деятелей, Киносоюз. Заседание Басманного суда по определению меры пресечения Серебренннкову проходило в присутствии нескольких сотен протестующих, а личное поручительство за него направили в суд Филипп Киркоров, Андрей Малахов, Андрей Смирнов, Ирина Прохорова.
Отметим, что ни один из фигурантов «дела «Седьмой студии» — и Серебренников тоже — свою вину не признает.
«Я уверен, что смогу доказать, что я порядочный человек, и справедливость будет преобладать, — говорится в письме режиссера. Он якобы попросил своих сторонников не разжигать ненависть в попытках ходатайствовать, быть разумными и не поддаваться провокациям радикалов, которые пытаются сделать имя на этом деле.
«Я знаю, что вы хотите мне помочь, и я рад, что у меня есть настоящие друзья. Я уверен, что мы сможем справиться. Еще раз хочу сказать — я не вор, а художник, а художники не воруют, а отдают...» — заключил Серебренников.
«Айдингер» сопроводил свой пост с письмом фотографией режиссера и хэштегом #FreeKirill — «Свободу Кириллу».