Есть фестивали, о присутствии которых в городе узнаешь исключительно из наружной рекламы, в которую щедро вкладываются организаторы. Такие есть в столицах, встречаются такие и в провинции — те, что заточены под очень специальную, что называется, публику и тех, кто хочет приобщиться к узкому кругу тонких ценителей прекрасного. Есть фестивали, которые становятся городским событием — как сочинский «Кинотавр», на время которого в городе повышаются цены, а таксисты привыкают к ненормированному рабочему дню и двойному счетчику от гостей и участников. Фестиваль «Край света» не имеет ничего общего с обеими категориями.
Его реклама не торчит из-за каждого угла, но при этом присутствие ощущается во всем Южно-Сахалинске — люди спешат на показы и в мастерские.
Причем связано это не с желанием посмотреть на звезд, а с потребностью в живом диалоге, которую (иногда не желая того) обнаруживают и гости Сахалина.
В нынешнем году ажиотаж, конечно, был слегка повышен, поскольку на «Край света» вернулась отсутствовавшая два года фестивальная команда, сделавшая фестиваль таким, каким его с нетерпением ждут здесь каждый год. Церемонию генеральный продюсер Алексей Агранович начал сакраментальным «И снова здравствуйте», сорвав первую из многочисленных оваций. После вступительного слова и представления членов жюри и ведущих мастерских Агранович занял место ведущего, пригласив к микрофону своего постоянного партнера, программного директора фестиваля Алексея Медведева, который
выразил слова поддержки «Олегу и Кириллу» (Сенцову и Серебренникову соответственно) и выстроил свое выступление вокруг нескольких цитат-максим, главная из которых — «Лучшая стратегия сопротивления — хорошо сделанная работа». Потом на сцену вышел губернатор Олег Кожемяко, за ним — группа «Чайф».
А на следующий день наконец началось кино.
Фильмом открытия в нынешнем году стал «В объятиях моря» — короткометражная картина, снятая сахалинским режиссером Дмитрием Моисеевым. Это
Как и всякое настоящее кино, этот фильм нет смысла пересказывать и действительно имеет смысл увидеть. «В объятиях моря» дает серьезный шанс на то, что в будущем остров вполне может подарить материку очень серьезных художников. Остальные фильмы программы «Кино Сахалина» чуть меньше торопятся с авансами. «В ледовом плену» Дмитрия Ковалева — короткое слайд-шоу о спасении косатки доблестными спасателями. «Колыбель для лосося» Александра Зарчикова — экологическая публицистика, которая пытается заодно стать еще и философским высказыванием о природе человеческих отношений и прочих важных вещах. Тем не менее все эти фильмы открывают зрителю странный, пограничный мир, не знакомый подавляющему большинству россиян.
Что касается конкурсной программы, то она в нынешнем году получилась несколько более конвенциональной, поскольку сосредоточена более вокруг европейского, нежели азиатского кинематографа. Тем не менее ни на одном, пожалуй, более фестивале ничего подобного не встретишь.
а в зале иногда в это же время — японскую картину «Наше бегство», отличную болгарскую «Славу» или людоедскую, но крайне эффектную «Молитву перед рассветом» Жан-Стефана Совэра. С последним упомянутым постановщиком, кстати, у фестиваля есть уже некоторые родственные связи: на курируемом Алексеем Медведевым фестивале 2morrow предыдущая картина Совэра «Джонни — Бешеный пес» заработала Гран-при.
Это касается и уже сложившихся фестивальных традиций вроде «Ночи в театре», на которую вновь приехал Евгений Гришковец, сыгравший в последний раз моноспектакль «Плюс один», который удивительным образом удачно лег в фестивальный контекст. Постановка, посвященная кризису среднего возраста и связанным с этим периодом фрустрациям, среди прочего, призывает не быть все время «плюс одним» к человечеству. Это именно то, чем и занимается фестиваль, на котором во время мастер-класса Антона Долина слушательнице оказалось позволено обвинить его в «заурядности», а кинокритик не обиделся. Критики здесь в кои-то веки имеют возможность — и даже обязанность — обсудить с сахалинскими кинематографистами их картины, хотя на деле киноведы обычно стараются не смотреть в глаза своим жертвам. Иными словами, это фестиваль, на котором происходит то, что в Центральной России считается чудом. И называется либо торжеством демократии, либо — хорошо сделанной работой.